По поручению главы Чечни в 2017 году была организована республиканская комиссия по «изучению истории чеченского народа и сохранению культурного наследия чеченцев». В рамках деятельности этой комиссии в 2018 году в Грозном наспех был организован конгресс «Этногенез и этническая история народов Кавказа».
Рамзан Кадыров озадачил его участников необходимостью «составить подлинную историю народа». Поскольку действующий глава Чечни выстраивает свою политику на абсолютной лояльности Кремлю, местным историкам, говоря о религиозных и политических деятелях XVIII–XX веков, теперь приходится, например, избегать упоминаний, что тот или иной из них пал в борьбе против Российской империи, или замалчивать неудобные факты из их биографии.
В мае 2022 года президент академии наук Чечни Шахрудин Гапуров во время посещения символической могилы известного чеченского шейха Гази-Хаджи Зандакского в селе Симсир Ножай-Юртовкого района заверил, что историки подведомственных ему учреждений совместно с исламскими учеными-богословами продолжат работу по установлению мест захоронения выдающихся представителей народа Чечни и увековечению их имен.
При этом Гапуров не стал упоминать, что шейх Зандакский был отправлен в ссылку за сопротивление российской власти в начале 1860-х годов, был лишен права возвращаться в родные горы и в результате был похоронен в Мекке.
Столь же избирательно чеченские ученые во главе с Гапуровым вспоминали историю Шоипа-Муллы Центороевского, одного из соратников имама Шамиля. Во время поездки на его могилу члены делегации отметили таланты чеченского полководца времен Кавказской войны. Но они почему-то не стали вспоминать, что причиной, по которой наиб был убит своими же односельчанами, было превышение им полномочий, а именно – приказ выдать замуж всех незамужних женщин на подведомственной ему территории.
Перед этим группа во главе с Гапуровым в спешке «нашла» могилу Бейбулата Таймиева, это чеченский политический и военный деятель конца XVIII – первой половины XIX века, тоже участник Кавказской войны. Обнаружить его захоронение потребовал Рамзан Кадыров – и это было сделано в ту же ночь. Уже днем чеченские историки посетили могилу, где, как они заявили, похоронен Таймиев. Хотя еще за день до этого ученые не могли сказать, где она находится.
В достоверности найденного захоронения усомнились в том числе жители села Иласхан-Юрт, куда приехали историки, – местные до этого никогда не слышали, что здесь якобы находится могила Таймиева. Тем более ученым следовало бы знать, что село в середине XIX века было перемещено западнее, и могилу наиба стоило искать на старом заброшенном кладбище у реки Гумс.
Не менее спорной была попытка Кадырова изменить отношение чеченского общества к уже упомянутому выше имаму Шамилю. В 2019 году глава Чечни подверг критике его действия на территории республики во время Кавказской войны, а его сдачу в плен расценил как «террор против чеченцев».
С подачи Кадырова в обществе насаждалось мнение, что Шамиль использовал народ Чечни в борьбе с Россией и в итоге пошел на соглашение с императором. Хотя до этого имам воспринимался в республике как герой и суфийский шейх (хотя последнее утверждение сомнительно с исторической точки зрения).
Тем не менее под влиянием пропаганды цель была достигнута – личность имама Шамиля была отодвинута на второй план, его место занял однотейповец Рамзана Кадырова – наиб Байсангур Беноевский.
Однако глава Чечни столкнулся с мощной волной протеста из-за такой оценки видного политического и религиозного деятеля, основателя Имамата и лидера сопротивления российской империи. Общественное недовольство заставило Кадырова взять свои слова обратно и заявить, что его переврали недруги.
В конце мая в горном селе Кенхи Шаройского района Чечни за счет регионального фонда имени Ахмата Кадырова вовсе открыли мечеть имени имама Шамиля.
По поручению главы Чечни в 2017 году была организована республиканская комиссия по «изучению истории чеченского народа и сохранению культурного наследия чеченцев». В рамках деятельности этой комиссии в 2018 году в Грозном наспех был организован конгресс «Этногенез и этническая история народов Кавказа».
Рамзан Кадыров озадачил его участников необходимостью «составить подлинную историю народа». Поскольку действующий глава Чечни выстраивает свою политику на абсолютной лояльности Кремлю, местным историкам, говоря о религиозных и политических деятелях XVIII–XX веков, теперь приходится, например, избегать упоминаний, что тот или иной из них пал в борьбе против Российской империи, или замалчивать неудобные факты из их биографии.
В мае 2022 года президент академии наук Чечни Шахрудин Гапуров во время посещения символической могилы известного чеченского шейха Гази-Хаджи Зандакского в селе Симсир Ножай-Юртовкого района заверил, что историки подведомственных ему учреждений совместно с исламскими учеными-богословами продолжат работу по установлению мест захоронения выдающихся представителей народа Чечни и увековечению их имен.
При этом Гапуров не стал упоминать, что шейх Зандакский был отправлен в ссылку за сопротивление российской власти в начале 1860-х годов, был лишен права возвращаться в родные горы и в результате был похоронен в Мекке.
Столь же избирательно чеченские ученые во главе с Гапуровым вспоминали историю Шоипа-Муллы Центороевского, одного из соратников имама Шамиля. Во время поездки на его могилу члены делегации отметили таланты чеченского полководца времен Кавказской войны. Но они почему-то не стали вспоминать, что причиной, по которой наиб был убит своими же односельчанами, было превышение им полномочий, а именно – приказ выдать замуж всех незамужних женщин на подведомственной ему территории.
Перед этим группа во главе с Гапуровым в спешке «нашла» могилу Бейбулата Таймиева, это чеченский политический и военный деятель конца XVIII – первой половины XIX века, тоже участник Кавказской войны. Обнаружить его захоронение потребовал Рамзан Кадыров – и это было сделано в ту же ночь. Уже днем чеченские историки посетили могилу, где, как они заявили, похоронен Таймиев. Хотя еще за день до этого ученые не могли сказать, где она находится.
В достоверности найденного захоронения усомнились в том числе жители села Иласхан-Юрт, куда приехали историки, – местные до этого никогда не слышали, что здесь якобы находится могила Таймиева. Тем более ученым следовало бы знать, что село в середине XIX века было перемещено западнее, и могилу наиба стоило искать на старом заброшенном кладбище у реки Гумс.
Не менее спорной была попытка Кадырова изменить отношение чеченского общества к уже упомянутому выше имаму Шамилю. В 2019 году «глава Чечни» подверг критике его действия на территории республики во время Кавказской войны, а его сдачу в плен расценил как «террор против чеченцев».
С подачи Кадырова в обществе насаждалось мнение, что Шамиль использовал народ Чечни в борьбе с Россией и в итоге пошел на соглашение с императором. Хотя до этого имам воспринимался в республике как герой и суфийский шейх (хотя последнее утверждение сомнительно с исторической точки зрения).
Тем не менее под влиянием пропаганды цель была достигнута – личность имама Шамиля была отодвинута на второй план, его место занял однотейповец Рамзана Кадырова – наиб Байсангур Беноевский.
Однако «глава Чечни» столкнулся с мощной волной протеста из-за такой оценки видного политического и религиозного деятеля, основателя Имамата и лидера сопротивления российской империи. Общественное недовольство заставило Кадырова взять свои слова обратно и заявить, что его переврали недруги.
В конце мая в горном селе Кенхи Шаройского района Чечни за счет регионального фонда имени Ахмата Кадырова вовсе открыли мечеть имени имама Шамиля.
Chechenews.com
07.06.22.