Как противодействовать афере?
Президент заклеймил «политиков», «экспертов» и «агентов других государств», которые якобы до сих пор не давали узнать мнение народа. Если достаточно много людей будут противодействовать этому так называемому опросу, то афера Зеленского потерпит крах, и вряд ли он решится повторять ее снова, пишет издание « ТЕКСТИ«.
13 октября привычный ход кампании по местным выборам сломало странное видеообращение президента. В нем Владимир Зеленский заявил, что «право народа Украины на собственное мнение священно, ему не нужно благословение от политиков». «25 октября на избирательном участке я задам тебе 5 важных вопросов» и «будет так, как решишь ты», — сообщил президент.
После чего произнес предвыборный слоган партии «Слуга народа»: «Украина — это ты». Заклеймив «политиков», «экспертов» и «агентов других государств», которые якобы до сих пор не давали узнать мнение народа, Зеленский, впрочем, так и не сказал сразу, о чем ему вдруг захотелось спросить сограждан: «Кстати, какие будут вопросы — об этом позже».
Их он озвучил порциями в течение следующих нескольких дней в новых видеообращениях, постоянно называя свою инициативу «общенациональным опросом», который будет проходить «на избирательных участках».
Что не так с этим опросом? Если коротко — не так с ним все. Это вообще не опрос, а незаконная агитационная акция, которая никак не имеет ничего общего с выяснением мнения людей, но создает условия для опасных манипуляций власти. А теперь подробнее.
1. Президент не имеет права проводить никаких «общенациональных опросов»
Украина — демократическое правовое государство, в котором граждане могут делать все, что не запрещено законом. Зато «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины» (часть 2 статьи 19 Конституции Украины).
«предписания Конституции Украины, которые определяют объем и содержание полномочий Президента Украины и Верховной Рады Украины, могут быть детализированы на уровне законов Украины. Однако такая детализация не может приводить к искажению предписаний Конституции Украины или выходить за ее пределы»;
«Перечень полномочий Президента Украины определен в статье 106 Основного Закона Украины»;
«Установленный в Конституции Украины перечень полномочий главы государства (…) является исчерпывающим».
То есть, если в законодательстве не упоминается об опросах, которые проводит Президент, то он и не имеет права их проводить. «Именно так работает истинная демократия», — процитируем сайт Президента. Именно так, как написано в Конституции, а не как рассказывают Зеленский и его Офис.
2. Вмешательство президента в выборы и незаконная агитация
Уже немало сказано, что и видеообращение президента, и сам опрос является агитацией, призванной спасти рейтинг партии «Слуга народа», которой грозит поражение на местных выборах. Однако такие действия являются незаконными. Все избирательные процедуры расписаны в Избирательном Кодексе, и они не предусматривают вмешательство президента в избирательный процесс. Избирательный Кодекс запрещает незаконное влияние на свободное волеизъявление избирателей, включая любыми формами прямой и косвенной агитации в день голосования.
3. Неправильно сформулированные вопросы
Мы не будем отвлекаться от незаконности опроса на содержание конкретных вопросов, но советуем послушать экспертное мнение по этому поводу ведущих украинских социологов.
Недаром, кроме ненавистных «политиков», Зеленский в своих видео клеймит и не менее ненавистных ему «экспертов», ведь они мешают ему бессовестно обманывать людей, да еще и называть это демократией.
4. Где будет проводиться опрос?
Хотя президент не раз повторил, что «на избирательных участках», ответа на этот вопрос пока нет. Избирательный участок — это не только помещение для голосования, но и территория проживания определенной части избирателей. Если этот опрос будет проходить в помещении для голосования — это откровенное преступление, поскольку ни члены избирательных комиссий, ни кто-либо другой не имеет права этого делать. Избиратели же имеют право в этом помещении быть только в течение времени, необходимого для голосования.
Украина — не лукашенковская Беларусь, и члены комиссий представляют разные политические силы. Если бы президент попытался организовать опрос в помещении для голосования, очевидно, что часть членов комиссий и наблюдателей заблокировали бы такие попытки.
Поэтому, скорее всего, эта акция будет проводиться на улице, но непосредственно у помещений для голосования.
5. Кто будет проводить опрос?
Хотя Зеленский неоднократно подчеркивал, что это именно он задает вопрос гражданам, он не может находиться одновременно у всех участков. Поэтому, очевидно, это будут представители партии «Слуга народа» или другие организованные сторонники президента. И уже сам этот факт ставит крест на всех разговорах о «демократичности» этого опроса. О какой-либо прозрачности или состязательности процесса не может быть и речи. Более того, возникает множество вопросов об основаниях и процедуре делегирования главой государства тысячам других людей права осуществлять этот опрос.
6. Какая вообще процедура опроса?
Поскольку никаких законных оснований для проведения этой акции нет, то не существует и процедуры ее проведения. Это означает, что агитаторы Зеленского, которые, очевидно, будут называться «волонтерами», будут делать все, что им заблагорассудится, или что прикажут организаторы действа. Никаких избирательных комиссий, никаких наблюдателей и никакого контроля при таких обстоятельствах быть просто не может.
Возможно, «опрос» будет выглядеть так, как сообщают источники издания «Левый берег”.
В любом случае суть процесса будет заключаться в том, что какие-то люди «от президента» в день голосования будут цепляться к избирателям с предложением бросить какие-либо бюллетени в подобие избирательных ящиков. Эти бумаги и урны ни физически, ни юридически не защищены ни от каких махинаций.
Невольно возникают параллели с Донбассом и Крымом 2014 года, где оккупанты проводили псевдореферендумы без всякой законной процедуры. Какие-то люди без законных полномочий собирали какие-то бумажки в урны, после чего оккупанты обнародовали совершенно вымышленные результаты «референдумов» и заявили, что эти фейковые цифры отражают «волю народа». Практически то же делает сейчас Зеленский.
И что бы ни говорили на Банковой, там прекрасно осознают и правомерность этих параллелей, и незаконность «опроса». По первоначальному замыслу, эту проблему должен был решить парламент, где у Зеленского есть монобольшинство. И в сентябре «слуги народа» дважды пытались принять сначала один, а потом другой законопроект, который позволял бы властям организовывать «опрос» в день голосования. Но протянуть эту откровенную лукашенковщину не удалось, поскольку против инициативы президента взбунтовалась не только оппозиция, а и демократическое крыло его собственной фракции.
Конечно, закрепление в законе манипулятивного инструмента «опросов» во время выборов не сделало бы этот инструмент менее опасным, но по крайней мере позволило бы Зеленскому переложить ответственность на парламент и заявить, что его действия теперь законны. Несмотря на то, что президенту это не удалось, он все равно решил объявить свой «опрос» без правовых оснований и процедур.
7. Кто будет отвечать на вопросы Зеленского?
Зеленский заявил, что «каждый гражданин». Но как это реализовать на практике? Ведь не все граждане имеют избирательное право, и не каждый имеет право голосовать на конкретном избирательном участке и подавно. Если кто-то предоставит «волонтерам» Зеленского списки избирателей, это будет прямым преступлением, поскольку они содержат персональные данные и их передача третьим лицам запрещается.
Если же «волонтеры» не будут пользоваться списками избирателей, это значит, что принять участие в опросе в любом месте может кто угодно и сколько угодно раз.
В то же время есть все основания предполагать, что многие избиратели вообще откажутся участвовать в этом фарсе. К тому же далеко не факт, что «волонтеры» Зеленского вообще доберутся до всех участков по всей стране и будут там с утра до вечера.
Поэтому даже те из избирателей, кто воспринял «опрос» Зеленского за чистую монету, могут просто не встретить людей, которые этот опрос осуществлять будут. В любом случае понятно, что ни о какой «всенародности» и репрезентативности этого опроса не может быть и речи. Но власти это и не нужно, поскольку ее целью и близко не является «узнать мнение народа».
8. Результаты «с потолка»
Один из ключевых вопросов: а как же будут устанавливаться результаты опроса? Кто и как будет считать? Ответ — очевиден. Не существует никаких законных процедур подсчета и способов контроля за тем, что от начала до конца является незаконным. Зеленский и его сторонники могут делать со своими бумажками для опроса и ящиками что угодно.
Им даже не нужно довбрасывать эту макулатуру или дорисовывать цифры в несуществующих протоколах. Они просто объявят итоги «общенародного опроса» с потолка. Учитывая все вышеописанные обстоятельства проведения «опроса», более надежного источника данных об итогах «опроса», чем фантазия Зеленского и его окружения, просто нет.
«Волонтеры» с урнами, в которые будут вбрасываться какие-то бумажки «на избирательных участках», нужны Зеленскому, конечно, не для того, чтобы считать эти бумажки. А только для того, чтобы создать видимость реального всенародного опроса, чтобы как можно больше людей поверили в озвученные им фейковые цифры. Которые будут значительно превышать реальное количество набросанных в ящики Зеленского бумажек, иначе миф о «всенародности» не будет похожим даже на миф.
Словом, тот же почерк и та же схема, что и при псевдореферендумах на Донбассе и в Крыму шесть лет назад.
9. Незаконное финансирование
Если незаконниый «опрос» Зеленского будет финансироваться из бюджета, это нецелевое использование бюджетных средств, то есть откровенное преступление.
Но и финансировать такие действия за счет неназванных «меценатов», о чем говорят «слуги народа» — также незаконно. Ведь антикоррупционное законодательство запрещает финансировать деятельность органов власти, в том числе и президента, за счет частных средств, поскольку это создает коррупционные риски. Не забывайте, что этот опрос проводит именно президент, о чем он сам неоднократно публично заявил.
Избирательное законодательство так же запрещает финансирование агитации и других мероприятий кампании не из избирательных фондов. Профинансировать президентский опрос, не нарушив антикоррупционное, налоговое или избирательное законодательство — невозможно.
Ведь речь идет о десятках тысяч людей (о безоплатности работы которых поверить сложно, а вот об оплате черным кэшем — нет), миллионы псевдобюллетеней, десятки тысяч ящиков, транспортные и другие логистические расходы, необходимые для того, чтобы имитация опроса смотрелась более или менее убедительно. По самым скромным подсчетам, речь идет о десятках миллионов гривен.
Как саркастически заметил бывший заместитель генпрокурора Виктор Чумак, это и есть коррупция в особо крупных размерах, за которую Зеленский предлагает давать пожизненное заключение.
10. Ничего общего с референдумом
Президент и «слуги народа» всячески дают понять, что анонсированный «опрос» — почти референдум. Мол, в обоих случаях власть спрашивает у народа и реализует его волю. На самом деле все с точностью до наоборот.
Референдум — это предусмотренный Конституцией инструмент реализации народовластия, процедура которого должна подробно регулироваться законом. Проект такого закона уже принят в первом чтении. Процедура «общенационального опроса» от президента ничем не регулируется и регулироваться не может.
Вопросы, выносимые на референдум, также должны формулироваться по определенным правилам и проходить проверку не только Центральной избирательной комиссией, но и Конституционным Судом. Большинство из пяти вопросов, озвученных Зеленским, не имели бы права относиться на референдуме из-за некорректности их формулировок.
Президент может назначить референдум когда ему вздумается, для этого проверенные ЦИК и Конституционным Судом вопросы должны поддержать своими подписями 3 млн граждан Украины.
Референдум не может проводиться в день всеобщих выборов именно потому, чтобы он не использовался для манипуляций.
На референдум можно будет выносить только один вопрос, а не кучу.
Вопросы референдума объявляются задолго до голосования, чтобы дать людям возможность разобраться в вопросе, а противникам и сторонникам агитировать «за» или «против».
И, конечно, голосование и подсчет осуществляют избирательные комиссии в помещениях для голосования, а наблюдатели могут реально контролировать процесс. И решение референдума имеют силу только тогда, когда в голосовании примет участие большинство избирателей Украины. Как видим — ничего общего с тем, что затевает Зеленский 25 октября.
Просто игнорировать «опрос» — недостаточно
Казалось бы, можно просто не обращать внимание на этот опрос: пусть кто угодно бросает бумажки в урны каким-то людям, а кто не хочет, не принимает в этом участия. Ведь, даже по словам Зеленского, опрос «не будет иметь прямых юридических последствий». Но поддаваться на эти увещевания не стоит.
Во-первых, «опрос» является наглым вмешательством президента в избирательный процесс и формой агитации. С помощью админресурса и теневых схем президент стремится незаконно повлиять на свободное волеизъявление избирателей. И это нельзя оставлять без реакции.
Во-вторых, после 25 октября Зеленский озвучит фейковые «результаты» и начнет зомбировать общество, выдавая эти вымышленные цифры за «волю народа» и требуя от органов власти воплощать эту волю в жизнь. Именно об этом говорит и нардеп от «Слуги народа» Качура, который известен своими пророссийскими инициативами, и сам президент, когда заявляет, что «как ты решишь, так и будет».
Любое участие или молчаливое согласие в этой афере легитимизирует в глазах части общества фейковые цифры, что, по замыслу властей, должны, очевидно, заменить в массовом сознании сакральные 73%, от которых после местных выборов не останется и следа.
В-третьих, Зеленский публично заявил, что будет делать и дальше, возможно даже «ежемесячно». Если мы не хотим, чтобы президент погрузил страну в темень перманентных фальсификаций «воли народа» с любыми вопросам, о которых ему захочется «просто поговорить», надо остановить его уже сейчас.
Как противодействовать фейковому «опросу»?
Прежде всего — четко и публично говорить о его незаконности, ангажированности и невозможности установить реальный результат. А значит, это никакой не «опрос», тем более «общенациональный», а опасная политтехнология за пределами правового поля.
Не втягиваться в обсуждение содержания незаконных вопросов и «голосование» за или против этих вопросов.
Если есть время и вдохновение — обратиться в правоохранительные органы, как это сделал, например, народный депутат Вятрович.
В день голосования — открыто противодействовать незаконной агитации и другим формам воздействия на волеизъявление избирателей.
Следует, как справедливо призывает Юрий Бутусов, «сделать все возможное, чтобы сорвать незаконный опрос Зеленского».
Если «опрос» будет проводиться в помещении для голосования — фиксировать факт преступления, немедленно вызвать полицию и обращать внимание комиссии и наблюдателей.
Если встретите «волонтеров»-агитаторив Зеленского, которые цепляются к людям на улице, используют агитационные лозунги, символику, палатки и т. д. — публично заявите им о незаконности их действий и призовите эти действия прекратить.
Снимите эту ситуацию на видео. Расспросите под запись «волонтеров», кто и как им платит деньги, от кого конкретно они получили указания, имитацию бюллетеней, ящики, как они верифицируют избирателей, кому отчитываются, куда повезут «бюллетени» и прочее.
Безусловно, «волонтеры» будут путаться в показаниях. Выкладывайте все это в соцсети. Если явно незаконные действия не прекращаются, вызывайте полицию. Обращайтесь за помощью к другим избирателям, наблюдателям, представителям партий и кандидатов.
На эту тему: Офис Президента: в обьятьях ФСБ
Конечно, не участвуйте ни в каких «голосованиях» во время этого «опроса», но фейковый бюллетень можете взять, чтобы демонстративно порвать или забрать с собой на память.
Чем больше людей будет активно протестовать против этого фарса, тем меньше украинцев поверят лжи Зеленского, когда он объявит фейковые цифры «народного волеизъявления».
Кстати, если опрос на Вашем участке не будет происходить, так же фиксируйте и обнародуйте этот факт, чтобы развеивать миф о «всенародности» опроса.
Если достаточно много людей будут действовать именно так, афера Зеленского потерпит крах, и вряд ли он решится повторять ее снова. Более того, эта афера рано или поздно должна стать предметом расследования правоохранительных органов.
А настоящие цифры, которые покажут уровень поддержки Зеленского народом — это результаты кандидатов в депутаты и главы общин от партии «Слуга народа», которые они продемонстрируют на выборах 25 октября.
—
Тарас Шамайда, опубліковано у виданні ТЕКСТИ
Chechenews.com
20.10.2020.