Выражение «османская пощечина», которое Эрдоган употребил применительно к США на заседании партии, минувшим днем попало на первые полосы новостных сайтов под заголовком «Гневные слова». Это выражение было произнесено в следующем контексте: «Пришло время закончить этот театр с ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) в Сирии.
Прежде всего те, кто говорит: «Если нас ударят, мы жестко ответим», — совершенно очевидно, никогда в жизни не пробовали османской пощечины. Конечно, мы не будем целиться в них специально, но мы уничтожим каждого террориста, которого увидим, и прежде всего в непосредственной близости от них. Тогда они поймут, что им лучше не поддерживать террористов».
Многие посчитали вчерашние первые полосы справедливыми, но немало и тех, кто нашел эти слова Эрдогана «опасными», полагая, что с Америкой нельзя так разговаривать, или «героическим» пустословием, лишенным смысла. Тем не менее, каждое заявление Эрдогана с самого начала операции Турции в Африне заставляет международное сообщество усомниться в целесообразности присутствия США в регионе. Потому что справедливость на нашей стороне, и именно мы платим дорогую цену за террористические атаки. Девлет Бахчели (Devlet Bahçeli, лидер Партии националистического движения Турции — прим. пер.) неслучайно напомнил о Вьетнаме; это показательный пример с точки зрения последствий, которыми могут обернуться попытки США заваривать кашу в регионе, который расположен даже не близко к ним, не говоря уже о наличии общей границы, без знания / анализа / принятия во внимание динамик региона и вновь проектируемых структур.
Всем нам хорошо известно, как Турция с начала гражданской войны в Сирии в 2011 году была шаг за шагом подведена к нынешнему этапу, и краткую хронологию этих событий мы приводили на прошлой неделе. Но дело не в хронологии; мы говорим не только о том, что было в прошлом. Буквально вчера агентство «Анадолу» (Anadolu) опубликовало видео о том, как террористы Отрядов народной самообороны (YPG) — Рабочей партии Курдистана (РПК) обстреляли Турцию ракетами с территории Сирии и как ВС Турции уничтожили этих террористов. Это было лишь одним из многих доказательств того, что Турция пользуется своим законным правом на самооборону.
Несмотря на то, что сначала США и НАТО включили РПК в список террористических организаций в конце 1990-х годов, затем ЕС — в начале 2000-х годов, и пуповинная связь между такими формированиями, как Партия «Демократический союз» (PYD), YPG, РПК, была многократно выявлена и подтверждена доказательствами, США на протяжении последних нескольких лет относятся к YPG как к легитимной структуре. Более того, не далее, как вчера в заявлении Пентагона сообщалось, что на PYD — РПК будет выделен бюджет в размере 550 миллионов долларов якобы в рамках борьбы с ИГИЛ. На этом фоне кто-то может сказать: «Наш президент еще мягко выразился».
В конце прошлой недели свои добрые пожелания Турции высказал советник США по национальной безопасности, генерал Макмастер; а 15 февраля Турцию посетит госсекретарь США Тиллерсон, который встретится с президентом Эрдоганом и своим коллегой Чавушоглу. Скорее всего, Тиллерсон, как и прежде, снова сформулирует пожелания доброй воли в духе «мы с пониманием относимся к тревогам Турции по поводу безопасности» и уедет. Но эти пожелания ничего не изменят, и из США продолжит течь поток денег, оружия для РПК.
Мы упомянули о легитимности. По сути США являются страной, которая проводила «операции» за тысячи километров от своих ближайших границ и, более того, даже не искала критериев легитимности для этих операций. Делая ставку на силу, они сеяли хаос там, куда приходили, это стоило многотысячных людских потерь и миллионов загубленных судеб. Это были США, чья власть не могла быть поставлена под сомнение даже тогда, когда они терпели неудачу. Однако их опыт во Вьетнаме, Афганистане, Ираке был примером колоссального провала, который вызвал возмущение в том числе в самом американском обществе.
Государственные перевороты, проводившиеся в странах Южной Америки через агентов ЦРУ, и события на Кубе, даже если они не являются конкретными примерами неудач, привели к постепенному росту антиамериканских настроений и их распространению практически по всему миру. И хотя здесь не было таких потерь, как во Вьетнаме или Ираке, эти события имели по крайней мере не менее важные последствия.
Одним словом, США хотели быть активным участником процессов в Сирии, но, не придав значения динамикам, балансам в регионе, приоритетам Турции — своего единственного союзника здесь — и заложив основу для того, чтобы Россия, Иран и даже Китай заполнили образовавшиеся лакуны, стали игроком, поражение которого оказалось неизбежным. И психологический порог в отношении непоколебимости США даже в случае неудачи теперь — в Сирии — уже не тот, что раньше.
Я не думаю, что США придут из-за океана и сразятся с ВС Турции. Самое большее, что они могут сделать, — вооружать террористов против нас, а это уже делается много лет. Поэтому размышления по поводу того, можно ли такому сильному государству, как США, угрожать «османской пощечиной», могли бы быть уместны в других условиях, но не сегодня. В данный момент актуальна стратегия: тот, кого не образумить словами, заслуживает палки. Или, по крайней мере, нужно дать понять, что эта стратегия является одной из возможных вероятностей. Вам не кажется, что настало время говорить о Сирии на том языке, на котором понимает наш оппонент?
Yeni Safak, ТурцияChechenews.com
15.02.18.