Часть 1
Осман ибн Эртугрул – основатель османского государства, который вернул мусульманам их потерянное вместе с падением Багдада и аббасидского халифата под натиском монгольских завоевателей мусульманское государство.
Многие мусульманские правители, полководцы, командиры и другие предводители смогли подняться на высокую ступень славы, но лишь единицы смогли сохранить и передать это величие своим наследникам. И только некоторые из числа этих единиц сумели превратить это величие в наследство для своих потомков, которое будет передаваться на протяжении нескольких столетий.
Одной из таких редких исторических личностей, несомненно, является Осман ибн Эртугрул ибн Сулейманшах Ат-Туркмани, более известный как Осман Первый. Его род восходит к туркменским кочевникам. («Хуласат аль-асар фи а’ян аль-хади ‘ашар», 1/8)
Осман ибн Эртугрул родился 9 мая 1258 года (четвертого числа месяца Джумада аль-авваль 656 года по хиджре). Это был именно тот год, в котором Багдад пал от рук монголов. По предопределению Всевышнего Аллаха, именно в тот день, когда был убит последний аббасидский халиф, родился мальчик, который в дальнейшем восстановит великий мусульманский халифат. Местом рождения Османа Первого считается город Сёгют.
Основной же причиной появления племени Османа на этих землях и получения им власти над ними было то, что сельджуки под натиском монгольского правителя Чингисхана были вынуждены переселиться к границам Византийской империи. Вместе со всеми сельджуками на эти земли вместе со своими соплеменниками переселился и Эртугрул ибн Сулейманшах, который был очень храбрым воином и дальновидным предводителем для своего племени. Вместе с Эртугрулом на эти земли пришло еще 340 человек из числа его соплеменников. Эртугрул преданно служил сельджукскому государству и его правителю султану Алауддину Кей-Кубаду ибн Кей-Хосров ибн Клыч Араслану.
Восхищённый храбростью и отвагой Эртугрула, Султан Алауддин приблизил его к себе, а затем назначил наместником всех земель, которые тот завоёвывал. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)
В некоторых турецких легендах также передаётся, что Эртугрул возвращался в Персию после того как его отец утонул при переходе реки, во время отступления перед монголами. По пути домой он, въехав со своими воинами на вершину горы, остановился на отдых. В это время Эртугрул увидел на равнине, как две неизвестные ему армии встретились и вступили в ожесточённое сражение.
Посоветовавшись со своими людьми, он решил прийти на помощь той из них, которая показалась ему слабее и проигрывала сражение. Вместе со своими всадниками он устремился на помощь армии, которая проигрывала сражение, стремительно напал на тех, кто уже начал брать верх, и обеспечил победу их противникам.
Этот успех, как оказалось, был одержан над ордой монголов, а своей победой Эртугрулу был обязан сам султан Алауддин Кей-Кубад II. В награду за это султан дал Эртугрулу горы Туманидж и Эрмени для их летней кочёвки, а равнину Сёгюта — для зимней.
Эти земли совсем недавно были завоеваны сельджуками у византийцев, и Кей-Кубад образовал из них пограничный удж. Став правителем этих пограничных территорий, Эртугрул дал обязательство отражать нападения Византии, стремящейся вернуть ранее принадлежавшие ей земли.
Во всех дальнейших военных походах в византийском направлении султан Кей-Кубад всегда делал ставку на Эртугрула и его отважных воинов. В результате этого путём непрерывных завоеваний Эртугрулу несколько раз удалось увеличить свой удж за счёт пограничных областей Византии. После каждого удачного похода султан наделял Эртугрула новыми землями и одаривал ценными подарками.
Вскоре войско Эртугрула стали называть авангардом сельджукской армии, потому что оно всегда находилось на передовой во всех походах султана. Таким образом, Эртугрул провел всю свою жизнь в походах и сражениях, возвышая религию всевышнего Аллаха, за что и получил прозвище «Гази».
С 1230 года Эртугрул от имени сельджукского султана правил на территории, получившей позже название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют, который был отвоёван у Византии. За время правления Эртугрула империя сельджуков постепенно распадалась, а Османский бейлик только усиливался. Турецкие легенды гласят, что жил родоначальник Османов долго и умер старцем в возрасте 90 лет в 1281 году.
После смерти Эртугрула султан Алауддин отправил его сыну Осману жалованную одежду и саблю вместе с письмом, которым назначил его правителем вместо его отца Эртугрула. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)
Осман ибн Эртугрул стал полноправным преемником и продолжателем дела своего отца. Он с достоинством возглавил своё племя и бейлик, продолжил завоевания отца; вскоре, уже в 1289 году (688 году по хиджре) ему удалось взять город Кару. После этой победы султан Алауддин пожаловал Осману почётный титул бега, назначил правителем всех земель, которые тот завоевал, разрешил чеканить деньги со своим именем и упоминать своё имя в пятничной молитве («хутбе»). Таким образом, Осман, став полноправным правителем этих земель, с воодушевлением продолжил задуманное дело и вскоре завоевал город Енишехир и другие близлежащие города.
Вскоре после этого Осману по воле судьбы удалось стать полноправным правителем и всего сельджукского государства, которым правил Алауддин Кей-Кубад. Приблизительно в 1300 году (699 году по хиджре) монголы внезапно напали на Конию (столицу сельджукского государства), и случилось так, что в этой войне погиб сам Алауддин и его сын Гыясуддин.
На то время в сельджукском государстве не было другого человека, который смог бы сменить Алауддина и стать его достойным преемником, кроме Османа ибн Эртугрула. Поэтому его и выбрали новым Султаном. После того как Осман получил полную власть над всеми территориями, которыми до него правил Алауддин Кей-Кубад, перед ним открылись огромные возможности. Он взял себе титул Падишаха династии Османов, сделал столицей своего государства город Эскишехир и сразу же взялся за его укрепление.
Также имеется предание, что после смерти сельджукского султана Алауддина Кей-Кубада ввиду отсутствия у него наследника в Конии собрались визири, государственные деятели и другие видные люди сельджукского государства. На этом собрании вынесли практически единогласное решение, что на место султана не подходит никто иной, кроме Османа ибн Эртугрула. Это решение донесли до Османа, и он охотно согласился взять на себя обязанности султана.