Немногие знают сегодня, что чеченский феномен стоит на прочной основе — традиционном институте народной демократии, который был выражен через Советы Старейшин на всех уровнях.
Институт Совета старейшин у Чеченцев это — древнейшая и уникальная форма истинной демократии, отдаленно сравнимая с античной греческой.
У Чеченцев же, выполняя функции парламента и правительства одновременно, Совет Старейшин был наделен полномочиями решать и вопросы юридического свойства в исключительных случаях…
Ошибочно было бы думать, однако, что этот Совет стоял на страже отживших традиций, как это бывало у многих народов, организованных по родо-племенным связам. Напротив, это был очень динамичный и гибкий народный форум, постоянно совершенствующийся и стремящийся соответсвовать времени с его вызовами.
Народный фольклор зафиксировал случаи, когда вековые нормы Адата (свод народных традиций) отменялись решением Верховного Совета Страны (чеч. «Мехкан Кхел»), когда обнаруживалось, что они идут не во благо народу. Так случилось, например, в середине 16-го века. К тому времени натиск лавин тюркских кочевников на Кавказ ослаб и, отвечая положительным переменам, Совет отменил суровый вековой обычай, что грозил казнью каждому, не явившемуся на военный сбор по тревоге…
Горизонтальная по своему характеру, власть у Чеченцев по форме была пирамидальной — Советы Старейшин аулов и родов венчал «Совет Страны» — где заседали самые уважаемые люди, представляющие 12 альянсов племен…
Уникальность чеченской формы власти и в том, что органы власти не нуждались в постоянной работе — Адат повсеместно почитаемый в стране давлел над каждым членом общества настолько что авральных ситуаций, практически, не случалось. Отсюда и другой немаловажный аспект — отсутствие ренумерации: ни на каком уровне никакой член органов власти не плоучал ни зарплаты, ни вознаграждения. Напротив, быть в составе Совета Старейшин означало тяжелейшую ответственность и люди шли туда под прямым давлением своего рода, племени и общества в целом…
Совет Старейшин в Чечении получил смертельный удар в начале русской военной экспансии на Кавказ, ибо агрессор не соблюдал ни один закон морали войны и мира. Так, в русских архивах зафиксирован случай поголовного истребления — более 300 человек — приглашенных на мирные переговоры старейшин города Аксай и прилегающих сел в 1826-ом году… Единственное оружие — спрятанный в одеждах небольшой кинжал — было лишь у одного старого чеченца по имени Учур, которым он и успел убить двух организаторов этого массового убийства — русских генералов Лисаневича и Грекова…
Подобное описанному выше поведение было неслыханным на Кавказе и Советам Старейшин не удавалось выработать адекватный ответ северным варварам. В итоге — началась неуправляемая тотальная народная война, положившая конец власти Советов Старейшин, в пользу демократии военно-теократической, которая выдвигала вперед уже лидеров Сопротивления, самыми главными из которых стали Мансур, Бийбулат, Шамиль, Байсангур и Алибек…
После провозглашения независимости Чеченской Республики Ичкерия в 1991-ом началось возрождение национальных форм демократии, и, паралельно функционирующему Парламенту европейского типа, по всей стране вновь начали формироваться Советы Старейшин, которым Джохар Дудаев придал переходный статус консультативного форума.
Нападение России в 1994-ом и повторная агрессия в 1999-ом с последовавшей за ними полной оккупации страны прервали этот процесс восставновления древнего института народного самоуправления в чеченском обществе…
Adam Dervishev
Источник: www.facebook.com
15.04.16.