Глава «ЛНР» Пасечник начал делать странные заявления: сначала сказал, что намерен провести референдум о вхождении в состав России, затем — что такое голосование пока не готовится.
«Разъяснение» последовало, несомненно, после окрика из Москвы, но трудно представить, чтобы сама идея «референдума» вышла непосредственно из головы Пасечника и не обсуждалась заранее с кремлевскими кураторами. Которые, похоже, сами пока не знают, что им делать дальше.
Месяц с небольшим назад цели были ясны, задачи определены и никаких сомнений не возникало. Политическая карта, как мы помним, предполагалась такая: «независимые» ЛДНР в административных границах областей, остальное — под властью Мураева. Или Царева. Или Кивы. Или покойного Януковича. (Украинцы не могли поверить, что серьезные люди в серьезных учерждениях Москвы действительно рассматривают персонажей вроде Царева или Кивы на роль гауляйтеров Украины, и считали это издевательской дезой гэбистов — но украинцы тогда сильно преувеличивали степень адекватности, царящей в этих учреждениях, до бункера включительно.)
После чего предполагалась стройная и последовательная программа действий, обозначаемая словом «денацификация». Путину дело виделось так: Украина — историческая часть России, украинцы — русские люди, обманутые, однако, экстремистской идеологией «украинства», сочиненной по заданию австро-венгерского генштаба, и угнетенные бандами «нацистов».
Отсюда вывод: следует вычистить «нацистов» (любых активных деятелей — для этого составлялись длинные списки активистов, блогеров, волонтеров), изъять и уничтожить «вредную» литературу, до Шевченко включительно (этим уже начинают заниматься на оккупированных территориях), ввести в школах правильную программу и рассказывать про Великую Русь, которая сплотила навеки, про 9 мая, маршалов Победы и т.п. — таким образом бывшие украинцы вернутся к своим корням и вновь станут добрыми русско-советскими людьми.
Для этого, казалось, были все возможности: грандиозные деньги были розданы (как уверяет Христо Грозев, миллиарды долларов), в каждом райцентре ждали часа икс группы, готовые по первому же сигналу захватывать государственные здания и провозглашать народные республики… Об этом, по крайней мере, свидетельствовали отчеты, поднимавшиеся наверх по ступенькам бюрократической машины, чтобы затем лечь в красную папочку и быть поднесенными Самому.
Реальность, как известно, жестоко надругалась над этими планами. В частности, надругалась в Херсоне, единственном захваченном областном центре, где попытались реализовать схему с провозглашением «народной республики». Затея, как известно, провалилась: депутаты облсовета собрались только для того, чтобы объявить Херсон неотъемлемой частью Украины, а «освобожденные от нацистов» граждане вышли на улицы с украинскими флагами.
Это оказалось полной неожиданностью для Кремля: украинцы ведут себя как полноценная, сформировавшаяся нация со своим патриотизмом и национальным чувством, причем на тех самых юго-восточных территориях исторической Новороссии, которые уж точно считались заселенными русскими людьми, угнетаемыми нацистами и украинизаторами и только и ждущими освобождения. На самом деле провал идеи «русского мира» в «Новороссии» вполне закономерен.
Восемь лет назад в головах жителей русскоязычного Востока еще могла рисоваться картина, в которой торжество «русского мира» сохранит все то, к чему они привыкли, но принесет еще и порядок и экономическое благополучие, которое у них ассоциировалось с Россией. Но при виде того, что реально принес «русский мир» в Донецк и Луганск, они однозначно сделали выбор в пользу Украины, а уж русские бомбы и ракеты должны были отбить у них последние иллюзии.
Это ощущение одновременно военного и политического тупика, очевидно, заставляет Путина пересматривать свои планы и корректировать цели. И вот уже замначальника генштаба РФ Сергей Рудской заявляет на брифинге, что основной целью является «освобождение» Донбасса в административных границах Донецкой и Луганской областей и обеспечение безопасности ЛДНР, а все прочее, включая попытки штурма Киева, — это так, диверсии для отвлечения внимания. Как видим, непосредственная цель сократилась до программы-минимум: Донбасса и коридора в Крым. Остальное — предмет маневров.
Конечно, Путин не собирается прощаться со своей мечтой о Великой Империи, но здесь, видимо, возникла идея — повторить 2014 год, то есть остановиться, закрепить позиции, чтобы затем начать наступление с новых позиций, на этот раз уже решающее. В 2014 году перед Путиным маячила химера «мягкого» подчинения Украины с помощью Минских соглашений, план не сработал — теперь, скорее всего, Путин намерен учесть ошибки и добиться таких условий, при которых Украина быстро упадет к нему в карман, как спелое яблоко. Возможно, он даже надеется на снятие санкций. Западная дипломатия использует обещания отмены санкций в качестве стимула к прекращению агрессии (как это можно понять из слов главы Форин-офиса Элизабет Трасс), что в свою очередь должно порождать у Путина большие и едва ли адекватные ожидания.
Таким образом, Путин решает теперь две задачи: каким бы хитроумным способом сформулировать «новый Минск», чтобы Украина на этот раз не могла сорваться с крючка, и в какой форме аннексировать завоеванные земли. Идея очередной «народной республики» провалилась. План прямого присоединения к России, очевидно, фигурирует в качестве одного из вариантов, и именно этим объясняются виляния главы «ЛНР». Но этот вариант еще не утвержден.
Chechenews.com
28.03.22.