Хамзат Гаургашвили (ПСН «БОРЗ» )
фрагменты из книги Мирослава Кулебы «Империя на коленах»:
1 ) «С самого начала из огня войны появлялись такие таланты как Хамзат Гаургашвили. Этот боец, имя которого благодаря военным успехам вскоре стало известным во всей республике, не был профессиональным солдатом. После 26 ноября он бросил свою процветающую фирму в Москве и вернулся на родину. За свои деньги купил автомат, пистолет и боеприпасы. Его отец купил ему в подарок противотанковый гранатомет.
Небольшая изначально группа добровольцев, которые пошли на войну с Хамзатом, прошла свое боевое крещение 31 декабря 1994 года у железнодорожного вокзала. Ополченцев принял под свое командование Гелаев. Группа была исключительно хорошо, как для добровольцев, экипирована: каждый из добровольцев имел автомат, каждый третий — противотанковый гранатомет.
Двое из них на собственные деньги купили ручные пулеметы. Однако никто не умел обслуживать гранатометы. Оценив боеготовность новых подчиненных, Гелаев предложил им миномет, боевую машину пехоты, а также противотанковые и противопехотные мины. Бойцы отказались, никто из них ранее не сталкивался с таким оружием.
Первым погибшим в группе был именно Хамзат Гаургашвили. Случилось это 14 января 1995 года, во время уличных боев с подразделением морской пехоты в районе Дома Культуры. В последующих боях в Грозном и в Пригородном из восемнадцати добровольцев из этой группу погибло двенадцать».
2) «Зайнди, боец из группы Хамзата Гаургашвили вспоминает:
«Танк стоял в пятнадцати метрах от нас и стрелял в сторону Президентского дворца. У меня была одна противотанковая граната, которой не знал как пользоваться, и автомат. У моего пятнадцатилетнего племянника Алихана был гранатомет и четыре снаряда к нему, но он до этого из такого оружия не стрелял. Запретил ему даже думать о этом танке, но он так долго упрашивал меня, что я согласился. И вскоре горько пожалел — он не попал в танк стоявший перед носом! Однако снаряд пролетел далей и, неожиданно, ударил в стоявший за танком БМП, которую мы даже и не заметили из своей дыры.
Мы бросились бежать, спрятались за каким то зданием. Смотрим — БМП горит, танк стреляет так как стрелял ранее, на нас никто не охотится. Мы вернулись на прежнюю позицию. Я предупредил племянника — если еще раз промажешь, отберу гранатомет! Выстрелил. Попал под ствол пушки танка в момент, когда из нее раздался выстрел. Не знаю почему, но ствол пушки на наших глазах начал надуваться как воздушный шар. Едва мы успели спрятать головы, как раздался мощнейший взрыв, после которого мы уже не увидели ни пушки танка, ни даже его башни».
3) «Чеченцам постоянно не хватало людей. Особенно ночью, когда часть ополченцев расходилась по домам. После многодневных постоянных боев бойцы были измучены. Трудно было найти желающих на ночную вылазку, засаду или даже на ночное дежурство. Приходило много молодежи, но без оружия.
На участке около железнодорожного дворца, за который отвечали 18 человек Хамзата Гаургашвили, российские солдаты, осмелевшие из-за своего превосходства в живой силе, развлекались в тестировании своей храбрости. Преуспевала в этом морская пехота, обычная пехота прелестям военных приключений предпочитала «спокойную» фронтовую жизнь.
Ночью солдаты по одиночку подкрадались к позициям чеченских бойцов и утром неожиданно открывали по ним огонь. В течении дня Чеченцы были вынуждены выгонять их обратно. Игра закончилась тем, что 18 морских пехотинцев попало в плен. Гаургашвили постоянно удерживал своих ребят, рвавшихся в бой. «Даже, если бы у нас было достаточно оружия, мы еще не можем атаковать. Пока не получим другой приказ, наше задание стоять тут и не пропустить врага.
Перед нами, за два дома, стоит морская пехота, а за ним мотопехотный полк с танками. Если туда полезем, они сметут нас в одно мгновение. Если они пойдут, мы можем их остановить, до тех пор пока к нам не подойдет подкрепление». В одном из таких ночных столкновений с морской пехотой Гаургашвили погиб».
Из книги Эркебека Абдулаева, Позывной – «Кобра» (http://litrus.net/book/read/120993?p=76)
«Я спрашиваю у них, давно ли они воюют? В ответ спецназовец рассказывает о своем погибшем командире, Хамзате Гаургашивили.
Хамзат
– Не подумай, что он грузин. Просто многие чеченцы в прошлом сменили фамилии, поскольку нам при советской власти не давали ходу. Настоящая фамилия Хамзата – Саиев. Он бывший колхозный шофер, несколько последних лет провел в Москве. 27 ноября 1994 года, узнав об атаке Грозного «войсками оппозиции», бросил все свои дела и приехал в Чечню. 11-го декабря вступил в спецназ рядовым. Боевое крещение получил 18-го декабря под Петропавловским.
В первом бою он подбил два БТР и грузовик ЗИЛ-131 с пехотой. 6–7 января уже командовал отдельной ротой спецназа. 18-го января погиб в бою, в день своего тридцатилетия. За весь период боевых действий в селе Войково, железнодорожного вокзала и в городе Грозный наша рота уничтожила около 500 и взяла в плен 30 солдат, подбила 150 единиц бронетехники, 5 боевых самолетов и 7 вертолетов. Собственные потери: 6 убитых и 6 раненых, один из них тяжело.
О Хамзате были передачи по радиостанции «Свобода» и по шведскому телевидению. Хамзат посмертно представлен к званию «Героя республики Ичкерия». Его именем сейчас называют новорожденных младенцев. После войны село Войково мы переименуем в его честь. Видишь ли, этот скромный парень оказался талантливым, прирожденным командиром. Он берег нас, а себя никогда не щадил, всегда первым поднимаясь в атаку.
Он никогда не давал в обиду пленных российских солдат, жалел их, понимая, что они пришли к нам не по своей воле.
Хамзат погиб случайно, когда пошел в разведку. Пулемет ударил почти в упор и он упал в двух шагах от замаскированной амбразуры. Увидев это вся наша рота не сговариваясь, тут же поднялась в атаку в полный рост и вынесла его тело под шквальным огнем, не потеряв ни единого человека.
В тот же день тело Хамзата увезли в родное село».
https://www.facebook.com/zelamha.dishni/posts/1724335617845308
Chechenews.com
22.06.16.