Родилась Марем Джац в начале прошлого столетия в старинном чеченском селении Урус-Мартан.
С отличием закончив общеобразовательную среднюю школу, в тридцатые годы ХХ века поступила в московский педагогический институт, там же закончила аспирантуру и стала первым кандидатом филологических наук среди женщин-чеченок.
Вернувшись в Чечено-Ингушетию, получила назначение на должность наркома просвещения. Стояла у истоков создания чеченской грамматики. Принимала самое активное участие в создании первых школьных учебников для чеченских ребятишек на родном языке.
Однако мрачные годы сталинских репрессий не обошли стороной и Чечено-Ингушетию.
Первый раз Марьям Чентиеву арестовывают в 1942 году, обвинив в тайном сговоре с Абдурахманом Авторхановым. И допрашивают ее не в Грозном, а везут в Москву на Лубянку как особо опасного преступника.
Долгие месяцы допросов с пристрастием не сломили Чентиеву. Даже исключение из рядов КПСС не стало «горем вселенского масштаба».
Вернувшись в Чечено-Ингушетию, Марем Чентиева опять идет работать к детям, теперь уже в Чечено-Ингушский государственный Театр юного зрителя. Работает, как всегда, самоотверженно, с пониманием того, что сегодняшние дети – это будущее многострадального чеченского народа. Но недолго дают работать Марьям…
Вновь ее арестовывают 22 февраля 1944 года. Вглядитесь в эту дату и подумайте: что за необходимость была у энкавэдэшников накануне депортации всего народа арестовывать хрупкую, беззащитную женщину? Значит, они все-таки опасались ее сильного духа, твердого характера и высокого разума…
На родину Марьям вернулась летом 1957 года и занялась наукой, одновременно совмещая научную деятельность с преподавательской работой. Студенты с пиететом относились к своему педагогу, она была одним из образованнейших людей среди чеченцев того времени.
Марьям Чентиева была замужем за журналистом Хасмагомедом Магомаевым. Они вырастили прекрасную дочь Зою. Казалось, веяния перестройки должны принести в семью Чентиевой желанные покой и умиротворение. Но не тут-то было.
Лихие девяностые прошлого столетия острым тесаком еще раз полоснули изможденное сердце мятежной горянки. В первую кампанию так называемой «чеченской» войны под российским артобстрелом Грозного погиб ее любимый внук – известный врач, великолепный специалист, просто красивый человек.
А в январе 2000 года, прямо в подвале, где мать и дочь прятались от шальных пуль, «доблестные» представители российских карательных войск на глазах у Марьям Чентиевой расстреляли ее единственную дочь Зою.
А обессилевшую Марьям, которой уже в то время было полных 85 лет, «солдаты» выволокли из подвала, приставили к стенке и расстреляли на глазах шокированных людей, в самом центре сокрушенного Грозного.
Работники «МЧС Чеченской Республики» похоронили мать и дочь в братской могиле, где их прах покоится по сей день. Изверги расстреляли старую немощную женщину.
Но память о ней убить невозможно. Свидетельство тому – данный вечер памяти, где о Марьям Чентиевой было сказано очень много теплых и добрых слов.
http://cult-and-art.net/…/82119-marjam_chentieva__hraniteln…
Chechenews.com
26.04.17.