В 1996 г. Борис НЕМЦОВ собрал миллион подписей за прекращение войны в Чечне. Война вскоре действительно прекратилась, но ненадолго. Недавно Б. Немцов представил В. Путину план урегулирования чеченской проблемы.
По некоторым сведениям, президент его в целом одобрил. В чем новизна и преимущества этого плана, нам рассказал сам лидер думской фракции «Союза правых сил».
— В ЧЕЧНЕ погибло уже около 3000 солдат и офицеров, 9000 ранено, больше 160 000 жителей стали беженцами. Однако количество боевиков не уменьшается, а, наоборот, растет. Складывается впечатление, что ясной стратегии действий в Чечне у власти просто нет.
Меньше начальников — больше порядка
В ПЕРВУЮ очередь нужно установить в республике единоначалие. Сегодня дитя даже не у семи нянек без глаза, а у десяти. В правительстве РФ за Чечню отвечают министр по делам Чечни В. Елагин и председатель комиссии по Чечне В. Христенко. Далее — силовики: директор ФСБ Н. Патрушев руководит антитеррористической операцией, министру МВД В. Рушайло подчиняются бойцы блокпостов и чеченская милиция, начальник Генштаба А. Квашнин командует группировкой федеральных сил. В самой Чечне есть глава администрации А. Кадыров, его заместитель Б. Гантамиров, который играет свою игру, есть недавно назначенный премьер правительства С. Ильясов. Над ними стоит полпред в Южном округе В. Казанцев. А над всеми сразу — В. Путин.
10 ответственных — это комедия. Чем она закончится, могу сказать заранее. Вот сейчас принят так называемый план Кадырова по восстановлению Чечни. Его суть — «дайте нам денег и отвалите». Я гарантирую, что летом в Чечню поедут Счетная палата, КРУ Минфина, спецподразделения ФСБ — выяснять, куда пропали бюджетные средства. А они пропадут по отлаженной схеме, которую удачно сформулировал В. Шендерович: восстановление — бомбометание — списание — офшор. Но поскольку ответственных было очень много, то виноватых не найдут.
Надо уйти от безалаберности и бесхозяйственности. Первый пункт нашего плана предполагает создание на территории Чечни на срок от 3 до 5 лет восьмого особого федерального округа во главе с генерал-губернатором, совмещающим всю полноту административной, финансовой, политической и военной власти в республике.
Важно, чтобы это был не чеченец. Генерал-губернатор должен обладать доверием президента, авторитетом среди военных, административно-хозяйственным опытом, а также мужеством и волей. Желательно, чтобы он был уважаем и на Западе, тогда будет проще решать проблемы с ПАСЕ и другими международными организациями. Чтобы там не говорили, что русские — живодеры.
Первые шаги генерал-губернатора
Генерал-губернатор должен начать процесс изменения государственного устройства Чечни. Это можно сделать через процедуру Конституционного собрания или путем референдума. Президентская форма правления этой республике не подходит. Там традиционно клановое, тейповое устройство, поэтому за основу можно взять дагестанскую, парламентскую модель. В чеченском парламенте должны быть представлены не разные партии, как в Госдуме, а тейпы.
Далее. До конца 2001 г. разработать государственную программу помощи беженцам. В конце прошлого года я был в Ингушетии. Там настоящая гуманитарная катастрофа. Одна чеченка по имени Земфира, лет 25, подошла ко мне и сказала: как ни старайтесь, всех не перестреляете — у нас в лагерях родилось уже 15 тыс. детей, из них 10 тыс. пацанов… В каких условиях они живут, объяснять не надо. Нужна система адресной социальной помощи населению Чечни с выделением средств на эти цели в проекте бюджета РФ на 2002 г.
Думать, что можно восстановить чеченскую экономику только за счет бюджетных денег, — это иллюзия. Гораздо более эффективно привлечь в республику трансроссийские компании и крупный капитал. Конечно, пока желающих поехать туда найдется немного. Но если создать условия, в том числе экономические, то они появятся. Совместная деятельность власти в лице генерал-губернатора и крупного российского капитала гораздо быстрее приведет к порядку в Чечне, чем все спецоперации, вместе взятые.
Разделяй и властвуй
Основные подразделения вооруженных сил выводятся из мятежной части. Их место на время занимают мобильные группы, выполняющие спецоперации. Граница горной Чечни со стороны Дагестана, Ингушетии и равнинных территорий, прилегающих к Ставрополью, максимально укрепляется и функционирует с жестким пропускным режимом.
Общий периметр границы составит 400 км. Обустройство 1 км стоит примерно 1 млн. долларов. Итого — 400 млн. Границу должны охранять не меньше 10 тыс. пограничников и солдат Внутренних войск. Причем пограничники возьмут на себя грузинский участок, а внутреннюю разделительную линию — ВВ. Расчеты показывают, что содержание всего контингента обойдется примерно в 100 млн. долл. Таким образом, цена решения чеченского вопроса — 500 млн. долларов. Кажется, дикая сумма. Но сейчас на Чечню идет около миллиарда долларов в год.
Какие плюсы дает нам граница? Без вооруженной подпитки с гор на равнинной территории прекратится активная партизанская война. Пока жители именно горной Чечни наиболее агрессивно относятся и к нашим войскам, и к России в целом. Но как только начнет восстанавливаться жизнь на равнине, они увидят, что можно работать, зарабатывать и нормально жить. И что лучше сложить оружие, чем биться до последней капли крови и умереть с голоду.
Самый главный результат будет заключаться в том, что закончится война. История сектора Газа и ирландского Ольстера показывает, что, пока не проведена разграничительная линия, добиться ничего нельзя. Конечно, там время от времени случаются вылазки, как сейчас на Ближнем Востоке, но перманентной партизанской войны нет. Мировой опыт подсказывает нам единственный выход из чеченского тупика.
Сhechenews.com
27.02.23.