Еще до того, как президент России Владимир Путин начал перебрасывать свои войска в Сирию, военные чиновники США называли его режим «экзистенциальной угрозой» в связи с его вторжением на Украину.
Путин, который возглавляет один из самых коррумпированных и клептократических режимов в мире, в последнее время занимает чрезвычайно активную позицию в решении международных вопросов — от Украины до Сирии, тогда как западные лидеры, в том числе президент Обама, придерживаются пассивной, оборонительной позиции.
Разве Западу не стоит перейти в наступление — в невоенном смысле — и нарушить планы Путина, одновременно блокировав работу его пропагандистской машины? Это можно сделать следующим образом.
Нужно заморозить активы телеканала RT, который финансируется правительством Путина — не из-за тех отвратительных вещей, которые он распространяет, а в соответствии с двумя постановлениями суда, вынесенным против российского правительства по делу многомиллиардной нефтяной компании «ЮКОС». Эти постановления были вынесены Международным судом в Гааге и Европейским судом по правам человека, которые пришли к выводу, что российское правительство должно выплатить 52 миллиарда долларов акционерам «ЮКОСа» после ликвидации этой компании.
Суды постановили, что российское правительство нанесло чрезмерный ущерб этим акционерам посредством налоговых исков и конфискации имущества после ареста основателя «ЮКОСа» Михаила Ходорковского в 2003 году. Активы «ЮКОСа» были распределены между подставными компаниями, а затем они перешли к «Роснефти», которая стала крупнейшей нефтяной компанией в России, и некоторым другим государственным предприятиям, таким как «Газпром». В результате акционеры «ЮКОСа» лишились всех своих активов и подали в суд.
После нескольких лет разбирательств и слушаний эти акционеры выиграли дела как в Гааге, так и в Европейском суде по правам человека. Чтобы Гаагский суд смог рассмотреть это дело, обе его стороны — акционеры и российское правительство — должны были дать на это свое согласие и пообещать выполнить постановление суда. Москва даже выбрала одного из трех судей, которые слушали это дело. Все судьи вынесли постановление против России. Более того, согласно Нью-Йоркской конвенции, под которой Россия подписалась, акционеры имеют право обратиться к правительствам других стран с просьбой помочь им в выполнении постановления суда путем захвата активов российского государства. Что касается Европейского суда по правам человека, Россия является членом Совета Европы и уже много раз проигрывала дела в этом суде, поэтому у нее нет причин оспаривать границы юрисдикции Европейского суда по правам человека в данном случае.
Российские власти подали апелляцию на решение Гаагского суда, однако шансы на изменения в его постановлении очень малы. Между тем, прошло уже больше года с момента вынесения постановлений, а Россия до сих пор не продемонстрировала никакого желания их исполнять, переложив, таким образом, ответственность на другие государства, уважающие решения Гаагского суда и Европейского суда по правам человека, которым придется каким-то образом добиваться их исполнения.
В июле британские власти заморозили счета RT в соответствии с этими вердиктами. Бельгия и Франция тоже уже начали подготовку к принятию подобных мер против активов российского государства. США и другим западным правительствам стоит последовать их примеру — особенно в свете прошения сделать это со стороны бывших руководителей «ЮКОСа», которое было адресовано США. (Ходорковский не стал в этом участвовать.)
Телеканал RT является ключевым элементом путинской машины пропаганды, которая призвана дискредитировать Запад и скрыть правду о действиях и мотивах России. Этот телеканал ведет вещание по всему миру, а его аудитория — по его собственным оценкам, которые могут быть преувеличенными — составляет 700 миллионов человек в 100 странах мира. Он имеет свою студию в Вашингтоне и отделения во многих городах США и Европы. На финансирование RT и других источников пропаганды российское правительство тратит примерно полмиллиарда долларов.
Захват российского посольства и имущества консульства в Вашингтоне и других городах невозможен, учитывая неприкосновенность дипломатических миссий. Это оставляет нам довольно мало возможностей для захвата имущества российского правительства — и делает RT довольно привлекательной мишенью. Даже для России, которая имеет в своем распоряжении валютные запасы в размере 350 миллиардов долларов и является самой богатой страной в мире в смысле природных ресурсов, 52 миллиарда долларов — это большие деньги, особенно на фоне экономического кризиса, низких цен на нефть и санкций.
Кремль нервничает, о чем свидетельствует то, что он нанимает ведущие западные юридические компании, чтобы они оспаривали возможные захваты активов. Летом Кремль предупредил США, что он захватит американские активы в России в том случае, если власти США начнут предпринимать подобные действия в отношении российских активов, а российский парламент принял закон, разрешающий конфискацию имущества иностранных государств в ответ на шаги Запада. Чтобы противостоять таким угрозам, западным странам необходимо действовать сообща, тем более что Россия вряд ли пойдет дальше угроз. Любые игры Кремля в духе «око за око» приведут к спешному уходу международных инвесторов и корпораций, а этого слабая российская экономика попросту не может себе позволить.
Исполнение постановлений по делу акционеров «ЮКОСа» укрепит диктатуру закона и уважение к частной собственности, и начать стоит именно с телекомпании RT, поскольку в этом случае мы сможем нанести серьезный ущерб путинской машине пропаганды. Пришло время США и их западным союзникам объяснить коррумпированному режиму Путина, что за возмутительное поведение нужно платить. Пришло время демократическому сообществу наций перейти в наступление.
Дэвид Креймер — старший директор по вопросам прав человека и демократии Института международного лидерства Маккейна.