Заместитель муфтия Чечни по внешним связям Турко Даудов дал развернутое интервью кувейтской газете «Аль-Джарида», где представил положение мусульман в республике в радужном свете, однако пожаловался на нехватку денег для ремонта мечетей. При этом в интервью, опубликованном 21 июня, под фотографией Турко Даудова почему-то написано «Торомо Дауди».
Даудов допустил несколько неоднозначных высказываний.
Первым делом арабские журналисты попросили представителя чеченского муфтията «пролить свет на положение мусульман в Чечне».
«Сегодня в Чечне мусульмане живут в стабильности, которой не наблюдалось уже долгие годы. Эту стабильность им подарило новое правительство Чечни после развала коммунизма. Государственная политика ценит мусульман в нашей стране, мы спокойно исполняем свои обряды после того, как вернули себе украденную идентичность. В таком климате открылись двери для исламского самосознания», — заверил Даудов, слова которого приводятся на арабском языке.
Отметим, что после развала СССР в 1991 году в Чечне к власти пришло правительство под руководством Джохара Дудаева, первого президента Чеченской республики Ичкерия. Ахмат Кадыров, отец нынешнего главы республики, получил бразды правления лишь в 2000 году. Слова Турко Даудова в изложении кувейтской газеты выглядят именно как похвала ичкерийскому правительству.
Нехватка денег всё же не обошла стороной высказывания Даудова. Представитель чеченского муфтията пожаловался арабам на «материальные сложности», которые затрудняют работу исламских центров в республике.
«Нет никаких проблем, которые бы препятствовали деятельности исламских центров, кроме материальных сложностей. Это мешает им более широко осуществлять исламский призыв, ведь очень много мечетей и центров нуждаются в ремонте».
И это признание чеченского духовного лица выглядит довольно странным, поскольку укрепление (традиционного) ислама вроде как является краеугольным камнем политики сегодняшней чеченской власти. Кадыров не только строит мечети, медресе и школы хафизов в самой Чечне, но и буквально сорит деньгами за рубежом. Построил 3 года назад мечеть в израильском поселке Абу-Гош. Выделил деньги на восстановление мечети в сирийском Алеппо. Неужели на ремонт своих мечетей средств не хватает?
Даудов пояснил, что в Чечне сейчас насчитывается 9 тысяч мечетей, из них только в 376 исполняются религиозные обряды, остальным же необходим ремонт.
«Вы считаете себя меньшинством?» — спросил представителя чеченского муфтията арабский журналист. При этом в вопросе не уточняется, о ком идет речь – о чеченцах как национальности или о представителях мусульманской общины в Чечне или в России вообще.
Но Даудов отвечает уверенной фразой: «Мы не меньшинство, потому что мы коренные жители этой страны. Мы составляем в ней большинство – 70% населения, ведь наши отцы и деды родились в Чечне». Больше по этой теме вопросов к нему не возникло.
Неясно, что он подразумевал под 70%. Согласно официальной статистике, чеченцы составляют более 95% от населения Чечни и 1% — от проживающих в России. А доля мусульман в Чечне намного ближе к отметке в 100%, чем к 70%…
Даудов считает, что мусульмане Чечни – представители западной цивилизации.
Говоря о роли Генерального секретариата международных организаций и учреждений по изданию фетв, базирующегося в Египте, заммуфтия Чечни отметил, что решения этой организации «могут быть не важны для ряда исламских стран арабского мира, но для нас, мусульман стран запада, они представляют крайнюю важность».
Между тем Даудов указал на то, некоторые фетвы, принятые за рубежом, доставили хлопот чеченскому обществу. По его словам, к ним относятся фетвы, которые «носят экстремистский характер и не соответствуют нашей действительности».
На вопрос, чьими фетвами руководствуются мусульмане Чечни, Даудов ответил, что ДУМ Чечни плодотворно сотрудничает с арабскими правовыми сообществами, отправляя туда своих лучших проповедников на учебу. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы фетвы не противоречили реалиям многонационального общества Чеченской республики.
О том, насколько эффективна такая учеба, логично судить по качеству и количеству фетв, принятых Духовным управлением мусульман Чечни. Однако в настоящее время в разделе «Фетвы» на официальном сайте ведомства только 6 заметок:
— фетва августовской конференции об определении понятия «мусульмане-сунниты» (27 августа 2016 г.);
— фетва, запрещающая фильм иранского режиссера о пророке Мухаммаде (16 ноября 2016 г.);
— фетва, не рекомендующая шиитский перевод Корана (18 ноября 2016 г.)
— фетва, осуждающая представителей секты Касназани, известных способностью пронзать голову кинжалом, не чувствуя боли (6 февраля 2017 г.)
— напоминание о наступлении священной ночи Мирадж (23 апреля 2017 г.)
— поздравление с наступлением священного месяца Рамадан (26 мая 2017 г.)
Об окончании Рамадана пока ничего не сообщалось, хотя он закончился на прошлых выходных.
Chechenews.com
01.07.17.