Бессмысленный на первый взгляд вопрос является имам Шамиль героем или нет на самом деле очень глубокий, хотя муссируют его из раза в раз абсолютно зря, внося раздрай между соседними народами.
Над сознанием обывателей довлеют клеще, что весь чеченский народ не считает имама героем, и что все народы Дагестана считают его таковым. Людские массы в повседневной жизни следуют усредненному бессознательному. Но корни этнофилософии народов влияющие на принятие рефлексивных решений куда глубже чем кажутся. И исходя из этого возникают вопросы.
Если имам герой, то почему обобщенно говоря дагестанцы, настаивающие на этом, политически и идеологически противоречат его пути? И почему также говоря обобщенно чеченцы, не считают его героем гордясь своей военной историей Имамата и подтверждая в новейшей истории через две масштабные войны с Россией свои устремления к независимому государству? Так становится очевидным что данный вопрос вовсе не праздный и ушедший в историю, а непосредственно касающийся реалий нашей современности. Но ответ на него мне видится чрезвычайно простым.
Как не покажется удивительным, на мой взгляд, реакция и чеченцев, и дагестанцев, по сути, разные методы своеобразного неосознанного следования пути имама. В большинстве случаев машинально-безапелляционная реакция дагестанцев «Шамиль герой» вовсе не банальная этническая солидарность к имаму. Ею могут похвастаться даже не все аварцы, в которые советская власть записала андийцев и несколько цезских народностей. Что уж говорить о других дагестанцах. Это бессознательный протест своему колониальному положению. И категоричное утверждение чеченцев «Шамиль не имел права сдаваться» это также рефлексивно-бунтарское заявление что борьба за независимость не окончена. Условно говоря каждый народ следует пути имама по-своему отталкиваясь от того состояния, в котором он сам находится.
Чеченцы, по сей день не потерявшие импульс борьбы, но недавно проигравшие масштабную и затяжную войну своими рассуждениями об поступке имама как бы говорят себе нет это не конец, мол имам был не прав, мы продолжим борьбу и достигнем цели. Дагестанцы, по большому счету остывшие после Кавказской войны возвеличивая имама также как бы мысленно говорят себе, мол путь имама не забыт, мы не стали россиянами вопреки всему и помним кем являемся на самом деле. Это дает надежду на регенерацию всенародной борьбы в Дагестане, а не партизанские действия как остаточное явление Русско-Чеченской войны или участие отдельных дагестанских героев в Чеченских войнах.
Таким образом влияние наследия имама Шамиля на бессознательно-рефлексивное поведение народов Чечни и Дагестана бесспорное и потому споры вокруг его личности не перестают будоражить их общественное сознание. На этом кратком разъяснении можно было бы завершить эту небольшую статью. Но важно знать почему так происходит. Чего такого неординарного, из ряда вон выходящего совершил имам Шамиль, что спустя 160 лет продолжает подсознательно влиять на поведение народов, детей которых в школах вовсе не учат истории Имамата?
В феодальном Дагестане имам Шамиль и имамы его предшественники, проводники идей мюридизма произвели социальную революцию свергая продажные царизму ханства, погрязшие в междоусобице. Народы дагестанских ханств веками имели понятие государственного порядка, но были лишены социальной справедливости и институтов личностных свобод. Дагестан в мечтах мюридов Шамиля должен был стать единой страной свободных мусульман. В этнически единой Чечне напротив в обозримой истории не было каких-либо государственных традиций, вакханалия заносчивости свободных общин – тайпов не давала установиться крепким государственным институтам.
Здесь имам Шамиль должен был преодолеть эгоцентризм тайпов и утвердить сильную централизованную власть. Государственный гений и неимоверная человеческая воля позволили имаму Шамилю с помощью единомышленников решить обе задачи вопреки всем внутренним и внешним препонам, что заслужило ему восхищение и уважение современников всего мира, как мусульманского, так и христианского.
Имамат как идейное теократическое и полиэтническое государство не разделяло своих подвластных на чеченцев и аварцев, из которых оно в основном состояло за редким исключением других небольших народностей. Идеология мюридизма основывалась на превосходстве духовных ценностей над материальными, моральных качеств человека, исходящих из искренней веры-имана над его социальным и этническим происхождением. Несмотря на все кривотолки в властных институтах Имамата не было даже намека на этническое превосходство одних над другими, они были представлены как чеченцами, так и дагестанцами.
Симбиоз двух соседних пассионарных народов – чеченцев и аварцев уходящий корнями в историю тесных политических взаимоотношений и династических браков между царем Алан и Сахиб-ас-Сарир, военных чечено-дагестанских союзов 17-18 веков, помимо прочего разбивших персидскую имперскую армию Надир-Шаха у Чоха, показал свою эффективность и перспективность во время Имамата Шамиля. После поражения Имамата Россия поставила задачу разрушить это симбиоз и добилась цели посредством систематических манипуляций, хотя и не сразу. Чеченец Алибек-Хаджи в 1877-78 гг. и аварец Узун-Хаджи в 1919 г. продолжали строить чечено-аварские государства вплоть до водворения Советской властью национализма среди кавказских народов, который им ранее не был присущ.
Революционные преобразования имама Шамиля кардинальным образом изменили ход развития народов Чечни и Дагестана. На протяжении четверти века им при опоре на своих идейных сподвижников из числа чеченцев и дагестанцев были приложены колоссальные усилия по внедрению в общество доселе невиданных социально-политических реформ. После Имамата несмотря на его завоевание Россией Дагестан по начертанной Шамилем траектории встал на последовательный путь межэтнической консолидации, пусть и с благоволения нацполитики большевиков, наследие Имамата способствовала такой ее направленности.
А Чечня благодаря усилиям имама Шамиля и чеченских наибов утвердивших его во власти в своем развитии твердо пошла по пути государственного строительства, что выразилось в систематических попытках претворения этой идеи в жизнь на протяжении всего царского и до депортационной части советского периодов. Импульс и направление развития заданные имамом Шамилем продолжают влиять на Чечню и Дагестан по сей день несмотря на то, что они все еще находятся под оккупацией России. Ичкерия как политический проект произрастал непосредственно из переформатированного Имаматом чеченского государственного мышления.
После столь грандиозных исторических свершений во имя будущего процветания подвластного многонационального народа и поистине эпической четвертьвековой борьбы за выживание своего государственного детища, на мой взгляд, невозможно не считать имама героем чеченцев и дагестанцев, какие бы ошибки он не совершал. Имам Шамиль фигура ключевая в истории народов Северо-восточного Кавказа.
Chechenews.com
25.11.2020.