Мог ли Николай II вместе с семьей избежать расстрела большевиками и оказаться в спасительной Европе, где, во всяком случае, в Великобритании, Испании и Германии, правили родственники российского монарха? Автор, опираясь на современные исследования, дает отрицательный ответ. Почему она пришла к такому мнению — читайте в статье.
Полемика не шла дальше споров между историками и сокращающимися кругами русских традиционалистов, пока 17 июня 2018 года по случаю столетия убийства всей семьи царя Николая II не всплыл вопрос к общественному мнению: король Великобритании Георг V отказал своему двоюродному брату в поддержке и не спас Романовых от жестокой участи? Существовал ли на самом деле в Великобритании план по спасению последнего царя и его семьи? Какими на самом деле были отношения между родственниками, внуками английской королевы Виктории и детьми дочерей короля Дании Кристиана IX?
Сохранившиеся фотографии, где двоюродные братья сняты вместе, свидетельствуют о поразительном сходстве и регулярных встречах монархов. До 1917 года они встречались регулярно, что говорит о хороших отношениях в семье. Даже то, что в 1914 году года началась Первая мировая война, не смогло разлучить их, поскольку их страны вместе с Францией вошли в Тройственный союз. Что такого могло произойти, что сегодня, чуть больше 100 лет спустя, до сих пор даже в академических кругах ходят слухи, что Георг V был трусом, не приняв Романовых в Великобритании?
«Прежде всего нужно обратить особое внимание на юридическую систему Великобритании. Речь идет о парламентской монархии, поэтому король, в данном случае Георг V не имел исполнительной власти, чтобы предоставить убежище своим родственникам. Существуют телеграммы, в которых британский монарх откровенно говорит своему двоюродному брату, что у него нет такой власти», — рассказывает Шаки Колинз (Shaki Collins), преподаватель современной истории в Йоркском университете. И хотя действительно со стороны британского правительства отмечались поддержанные монархом попытки спасти Романовых, как об этом в 2006 году писал Джон Кросслэнд (John Crossland) в статье для The Sunday Times, нужно принять во внимание множество других факторов прежде, чем принимать упрощенную версию событий.
Как показывает Кэтрин Клэй (Catrine Clay) в своей работе «Король, кайзер, царь: трое королевских кузенов, приведших мир к войне» (King, Kaiser, Tsar: Three Royal Cousins Who Led the World to War), посвященной конкретно отношениям двух монархов и кайзера Вильгельма II (который тоже приходился им двоюродным братом), а также Кеннет Роуз (Kenneth Rose) в книге «Король Георг V», репутация последнего царя среди европейских держав была подорвана из-за так называемого «Кровавого воскресенья» (22 января 1905 года). Тогда царский режим приказал гвардии открыть огонь по 200 тысячам рабочих, среди которых были женщины и дети, собравшимся перед Зимним дворцом в Санкт-Петербурге, прося улучшить условия труда. В Великобритании, в частности, король боялся беспорядков на улицах со стороны крайних левых, которые также призывали к отказу от монархии.
Не нужно забывать также и о слухах об отношениях царицы с легендарным Распутиным, которому даже доверили здоровье наследника Алексея, больного гемофилией. Даже живущие в Англии, Скандинавии и Испании родственники не относились к царице Александре с сочувствием. Прибавим к этому также геополитические проблемы, выросшие из Первой мировой войны, и страх внутренних революций в собственных странах. Все это положило конец гуманитарным жестам с тем, чтобы вступиться и добиться для Романовых разрешения на выезд.
Самое поразительное, что именно глава нового Временного правительства Александр Керенский стал тем, кто в конце 1917 года посоветовал царской семье искать убежища в Лондоне или даже Германии. В недавнем исследовании, опубликованном BBC History Хелен Раппапорт (Helen Rappaport) подробно описывает, как министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков вел переговоры с Лондоном о выезде императорской семьи через британского посла в Петрограде Джорджа Бьюкенена (George Buchanan).
Октябрьская революция и приход к власти большевиков резко изменили планы. Ни императорская семья не могла бежать, ни со стороны Великобритании не было никаких дипломатических действий. В тот момент Георг V решил совершить одно из самых радикальных изменений за весь период своего правления: отказаться от наименования династии Саксен-Кобург-Готской, обладавшей династическими правами в Великобритании, Северной Ирландии и заморских владениях Британской империи, и вместо него принять имя Виндзорской династии. Отказ британской монархии от германских корней спустя три года войны с Германской империей завершился отказом британского короля и всех членов британской королевской семьи от германских титулов. В свою очередь, открытая помощь Германии российским революционерам отдалила Романовых от Великобритании.
Однако некоторые историки утверждают, что Джордж V действительно изначально хотел помочь двоюродному брату, но в итоге не позволил совершить никакого вмешательства по соглашению с британским премьер-министром Дэвидом Ллойдом Джорджем (David Lloyd George), чтобы не допустить внутренних беспорядков. Именно это десятилетиями питало теорию о том, что Великобритания могла бы спасти русскую императорскую семью. Правда, как бы то ни было, в том, что для этого у короля не было ни народной поддержки, ни юридической власти.
Ночью с 16 на 17 июля 1918 года Николая II, его жену, пятерых детей, их врача и троих помощников сопроводили в подвал дома в Екатеринбурге, куда их привезли. Большевики Ленина назначили по солдату, чтобы покончить с жизнью каждого из членов семьи Романовых, но в решающий момент все хотели убить именно царя, не понимая, зачем убивать также и его дочерей. «Убийство царицы и будущего наследника не казалось им таким необычным, но убийство дочерей — да. Эти убийства, поскольку они не были казнью, ведь никакого суда или приговора не было, превратились в хладнокровную расправу на фоне выстрелов, дыма и истерии», — рассказала Хелен Раппапорт ВВС.
Историк также отмечает, что именно этот хаос породил слухи о том, что младшей дочери, Анастасии, удалось сбежать. Ленин и его приспешники быстро и гордо объявили о смерти царя и наследника, ожидая, что силы монархистов не замелят сдаться. Соответственно, из-за страха, что убийство женщин и детей накалит отношения с Западом, в том числе с Германией, откуда и происходила царица, большевики сделали вид, что о других членах императорской семьи ничего не знают. Это годами питало многочисленные теории и конспирологические слухи. В итоге в 1991 году Россия признала, как сказал Борис Ельцин, это постыдное преступление.
В этой связи также появляется фигура другого родственника как Георга V, так и Николая II: Альфонсо XIII, занимавшего тогда трон Испании. Испанский монарх опоздал со своими попытками, а его контакты с Георгом V и Вильгельмом II, когда большевики уже захватили власть, были малоэффективны. Альфонсо XIII заставил правительство Мануэля Гарсии Прието (Manuel García Prieto) договориться об их освобождении в обмен на признание советской России. Все было напрасно, поскольку эти переговоры шли, уже когда всю семью расстреляли в Екатеринбурге.
Chechenews.com
07. 08.21.