Кажется, что Дональд Трамп и Владимир Путин соглашаются по многим вопросам; но есть один, в котором согласия между ними нет. Трамп утверждает, что Хиллари Клинтон слишком слаба, чтобы быть президентом США, а вот российский президент как будто серьезно боится Клинтон.
Появляется все больше улик, указывающих на активные попытки России ослабить предвыборные позиции Клинтон. Когда хакеры обнародовали электронную переписку Национального комитета Демократической партии, сделав это за несколько часов до съезда демократов, специалисты по интернет-безопасности отыскали следы российских ведомств. Затем хакеры совершили атаку против председателя штаба Клинтон Джона Подесты (John Podesta).
Американское правительство официально обвинило Россию во вмешательстве в выборы в США. Каждый случай такого вмешательства на сегодня явно нацелен на то, чтобы навредить кандидату от демократов.
Легко понять, почему Путин боится Клинтон. Если штаб Трампа пытается привлечь внимание избирателей к спотыкающейся и кашляющей Клинтон, то Путин видит в ней вполне реальную угрозу своим целям и устремлениям. Остановить Клинтон для него не только важная стратегическая цель. У него также есть очень личные мотивы.
В 2011 году Путин столкнулся с самыми мощными протестами в России со времен распада Советского Союза. Он занимал президентский пост два срока, то есть, максимум по закону, а в 2008 году стал премьер-министром. Это был ловкий маневр, позволивший ему сохранить свою власть на то время, когда президентом был Дмитрий Медведев. Затем он объявил (вполне ожидаемо, но вызвав огромное возмущение), что пойдет на третий президентский срок. Спустя три месяца оппозиция пришла в ярость, увидев, как его партия одержала уверенную победу на выборах в парламент вопреки многочисленным заявлениям о подтасовках и фальсификациях.
Несмотря на зимний московский холод, тысячи людей вышли на улицы, требуя провести честные выборы и положить конец правлению Путина, которое начинало казаться вечным. Люди скандировали лозунги и несли плакаты с надписями «Путин вор!» Путин столкнулся с реальной угрозой. Клинтон, занимавшая в то время пост госсекретаря, открыто заняла сторону протестующих. «Народ России, как и любой другой народ, заслуживает свободных, честных и прозрачных выборов», — заявила она.
Путин был в ярости. Он обвинил Клинтон в подстрекательстве к протестам, заявив, что она «подала сигнал» оппозиции.
Личная неприязнь Путина к Клинтон совпадает с его более масштабными стратегическими целями. В последние годы он проводит все более жесткую внешнюю (и внутреннюю) политику. При любой возможности он бросает вызов США, НАТО и Европейскому Союзу. Несмотря на ослабление экономики, которая по размерам ВВП ненамного превышает мексиканскую, Россия использует свою военную мощь, чтобы выступать в качестве ведущего игрока на мировой сцене.
По мнению западных аналитиков, Россия проводит кампанию по дискредитации либеральной демократической модели Запада и по подрыву трансатлантических связей. Она манипулирует восточноевропейскими странами и «поддерживает крайне правых», выступающих против ЕС. Этот «кремлевский сценарий» включает махинации с выборами в Европе и США.
Клинтон оказывает прямое сопротивление замыслам Путина, которые предусматривают создание сферы влияния для России с включением в нее бывших советских территорий, и которые частично уже реализованы. Кроме того, он хочет включить в эту сферу Восточную Европу, а также ослабить Европу, США и НАТО.
В отличие от Трампа, Клинтон в последние годы выступала с бесчисленными комментариями, свидетельствующими о том, что она будет намного решительнее противостоять путинским амбициям, нежели Барак Обама. По ее словам, Соединенные Штаты должны найти способы для «ограничения, сдерживания и обуздания российской агрессии в Европе и за ее пределами».
Если Клинтон намерена ужесточить позиции Америки, то внешняя политика Трампа совпадает с российской. Он заявил, что может признать российскую аннексию Крыма, который Путин силой отнял у Украины, а также отменить экономические санкции против России и согласовать свою политику по Сирии с Путиным и Асадом.
Во время первичных выборов Республиканской партии Клинтон подверглась острой критике за то, что возглавила провальную дипломатическую «перезагрузку» администрации Обамы с Россией. Однако, как говорил бывший посол США в Москве Майкл Макфол (Mike McFaul), она глубоко сомневалась в том, что этот план принесет свои плоды. Уйдя с поста госсекретаря, она дала волю своим критическим высказываниям в адрес России.
Когда Путин обосновал захват Крыма в 2014 году тем, что это была попытка защитить проживающее там русское меньшинство, Клинтон сказала, что это напоминает заявления Гитлера в оправдание захвата территорий Восточной Европы. Путин позднее пожаловался на Клинтон, сказав, что она никогда не была любезна в своих заявлениях.
Клинтон косвенным образом подвергла критике сдержанную реакцию Обамы, заявив: «Я отношусь к категории людей, которые хотят, чтобы мы сделали больше в ответ на аннексию Крыма и продолжающуюся дестабилизацию Украины».
Если Путин критикует ее лично, то и она ведет на него личную охоту. В своей прошлогодней речи Клинтон сказала: «Я по-прежнему убеждена в том, что нам нужны согласованные действия, чтобы заставить Россию и особенно Путина заплатить за свои поступки».
Самой неотложной темой во внешнеполитической повестке США и России является гражданская война в Сирии. Штаб Трампа выдвигает на эту тему весьма противоречивые идеи, но в ходе последних дебатов Трамп как будто встал на сторону Путина.
Если Обама демонстрирует весьма сдержанные подходы к этому кризису, направляя госсекретаря Джона Керри проводить многочисленные, но пока бесполезные дипломатические марафоны с русскими, в то время как Россия продолжает бомбить гражданское население, оказывая поддержку Асаду, то Клинтон выражает решимость ввести бесполетную зону, бросив тем самым вызов не только сирийской армии, но и российской.
Она говорит, что будет уведомлять русских, дабы никаких столкновений не было, и добавляет: «Я хочу, чтобы они сели за стол переговоров». В этом резкое отличие от сегодняшней политики, и такое отличие должно вызывать глубокую тревогу у Путина.
Несколько лет тому назад Путин, говоря о Клинтон, заметил: «С женщинами лучше не спорить». Теперь понятно, почему он сделает максимум возможного, дабы избежать споров с президентом Хиллари Клинтон.
18.10.16.