Решение бывшего чемпиона мира по боксу в тяжелом весе Роя Джонса-младшего (Roy Jones Jr.) получить гражданство России, вероятно, связано не столько с межрасовыми отношениями в США, сколько с ведущейся российским президентом Владимиром Путиным кампанией по добыче политических трофеев.
Теперь г-н Джонс — российский гражданин. Это подтверждает указ, опубликованный в воскресенье г-ном Путиным на кремлевском сайте.
По данным ABC News, Джонс попросил гражданство у Путина прошлым летом. Они встретились в августе за чашкой чая в Крыму. Как утверждается, Джонс сказал российскому президенту, что с гражданством ему проще было бы вести дела в России.
Безусловно, речь не идет о повторении заграничного исхода афроамериканских знаменитостей, который был характерен для 1920-х годов и порождался расовым неравенством. В свое время танцовщица и певица Жозефина Бейкер (Josephine Baker) уехала из Америки во Францию, где к ней лучше относились и где у нее было больше гражданских прав. Певец Поль Робсон (Paul Robeson) выбрал Англию, где он мог свободнее выражать поддержку коммунизму и Советскому Союзу. Писатель Лэнгстон Хьюз (Langston Hughes), одна из ключевых фигур «Гарлемского ренессанса», думал о бегстве в Россию — по тем же причинам.
В интервью сайту Gazeta.ru, Джонс дал понять, что он, как минимум, надеется, что в России его будут больше ценить. «После моего приезда в Россию я увидел, что, во-первых, здесь большое сообщество боксеров и, во-вторых, меня в России очень ценят. Возможно, даже намного больше, чем меня ценили и ценят сейчас в моей собственной стране», — заявил он.
Советник по политическим вопросам и правозащитной деятельности Американского союза гражданских свобод Чад Марлоу (Chad Marlow) прокомментировал решение Джонса следующим образом: «Как американец, он вправе выражать свое недовольство любым образом. Если он решил перебежать в Россию, это его выбор, как американца».
«Гражданские права и свободы, которыми обладают американцы, несравнимы с теми, которыми обладают россияне. В Соединенных Штатах прав и свобод, без всякого сомнения, намного больше», — подчеркнул г-н Марлоу.
Российский гроссмейстер и диссидент Гарри Каспаров, автор новой книги «Зима близко: Почему Владимира Путина и врагов свободного мира необходимо остановить» («Winter Is Coming: Why Vladimir Putin and the Enemies of the Free World Must Be Stopped»), считает, что Путин просто собирает иностранных знаменитостей из политических соображений.
«Это обычный трюк, чтобы привлечь внимание прессы и уколоть противников, — говорит Каспаров. — Сперва Путин радушно принял Жерара Депардье (Gerard Depardieu), чтобы он жаловался на французские налоги, потом Эдварда Сноудена (Edward Snowden), чтобы он нападал на политику США в области кибербезопасности, а теперь, возможно, примет Роя Джонса, чтобы тот говорил о расизме. Это стандартный пропагандистский прием, позволяющий дразнить Запад и отвлекать внимание от экономических проблем и бесправия, порожденных диктатурой Путина. Его следует просто игнорировать».
В 2011 году Examiner.com сообщал, что налоговая служба нашла у Джонса налоговую задолженность в объеме 3,5 миллиона долларов.
В 2013 году Россия дала свое гражданство французскому актеру Жерару Депардье, также конфликтовавшему с правительством из-за налогов.
Выступая 5 сентября на вручении премии имени Бьернсона перед Норвежской академией литературы и свободы, Эдвард Сноуден признал, что в России нарушаются права человека, а также свобода интернета, и отметил, что он «никогда не собирался переезжать в Россию».
«Я просил убежища в 21 стране. Мне никто не ответил. Россия была одной из последних стран в моем списке», — передает слова Сноудена агентство France-Presse.
«Путинские притеснения выгоняют из страны образованных россиян, но при этом Путин охотно принимает иностранцев», — добавляет Каспаров.
Как сообщается, Путин заявил Джонсу, что он может получить гражданство, если собирается проводить в России большую часть времени. Джонс ответил, что, как он надеется, спорт может «стать мостом» между США и Россией.
Джонс также добавил, что он хочет быстро выучить русский, заняться рэпом и заработать «два-три миллиарда долларов» на организации в России школ бокса.