Утром 26 марта США, Канада и Европейский союз согласованно осуществили массовую высылку российских дипломатов в ответ на недоказанную роль Москвы в отравлении 4 марта бывшего российского шпиона и его дочки в Британии.
Администрация Трампа выслала 60 российских дипломатов и сотрудников спецслужб из Нью-Йорка и Вашингтона и распорядилась закрыть российское консульство в Сиэтле. Как минимум еще 14 европейских союзников и членов НАТО присоединились к этой акции, выслав в общей сложности свыше100 российских дипломатов.
Это стало убедительным признаком американской солидарности с Британией (и союзниками в Европе) перед лицом очевидных злодеяний России, что для Америки во главе с президентом Трампом весьма примечательно. Явная личная симпатия Трампа к Москве и безразличие по отношению к НАТО и ЕС заставили многих в Европе усомниться в его верности трансатлантическому партнерству. Буквально на прошлой неделе он поздравил российского президента Владимира Путина с его переизбранием, даже не упомянув очевидное использование Москвой боевого химического оружия на территории Британии.
Но вчерашний шаг ознаменовал кардинальную смену тона. «Сегодняшние действия обезопасят США в большей степени, поскольку они ограничивают возможность России шпионить за американцами и проводить спецоперации, угрожающие национальной безопасности Америки», — заявила заявила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс (Sarah Huckabee Sanders). «Эти шаги США и наших партнеров дают России понять, что ее действия имеют последствия».
«Сегодня чрезвычайная международная реакция наших союзников стала крупнейшей в истории коллективной высылкой российских сотрудников спецслужб, которая поможет обеспечить нашу общую безопасность. России нельзя безнаказанно нарушать международные нормы». (Борис Джонсон)
Всеобщая сплоченность против России является отличной новостью для разобщенных европейских друзей Вашингтона. Майкл Макфол (Michael McFaul), бывший посол США в России, который раньше критиковал подход Трампа к отношениям с Россией, поддержал это решение и предположил, что оно действительно может подорвать российские разведывательные действия.
Другие же утверждают, что по существу эта высылка — не более чем показуха. «Прекрасно, что вы изменили карьеру ряду дипломатов и, возможно, даже шпионам, но Путину и его ребятам до этого нет дела, пока вы не трогаете их деньги в Лондоне, Нью-Йорке и Барселоне», — сказал BuzzFeed News сотрудник правоохранительных органов из Евросоюза. Макфол согласился с тем, что более эффективные действия должны включать дальнейшие санкции на российские инвестиции и интересы на Западе.
«Высылка дипломатов и закрытие консульства свидетельствуют об ухудшении отношений», — сказала моим коллегам Анджела Стент (Angela Stent), бывший сотрудник разведки, специализировавшаяся на политике России при администрации Джорджа Буша — младшего. «Кремль, безусловно, примет ответные меры, еще больше сократив количество тех сфер деятельности, в которых Россия и США могут сотрудничать. Какая перемена по сравнению с поздравительным звонком президенту Владимиру Путину на прошлой неделе!»
И, действительно, российские официальные лица времени зря не теряли, открыв ответный огонь. Они заклеймили меры Британии «раболепными», посетовали на «эскалацию» напряженности со стороны Запада и вновь отвергли свою причастность к отравлению Скрипаля. Пресс-секретарь Путина пояснил, что Кремль, возможно, примет в отношении дипломатов зеркальные меры. Тем временем российские прогосударственные СМИ обмениваются альтернативными теориями, приписывая нападение на Скрипаля Соединенным Штатам.
«Администрация США распорядилась закрыть Российское консульство в Сиэтле. Какое американское консульство в России закрыли бы Вы, если бы это решение зависело от Вас: в Волгограде, Екатеринбурге или Санкт-Петербурге?»
Путину же, который повышает свою легитимность за счет соперничества с Западом, очень нравится играть в эту игру. Возврат к обоюдным действиям, как во времена холодной войны, и нарастающее недоверие между Россией и Западом укрепляют имидж Путина в глазах российских националистов. Это «помогает вернуть в повестку посыл о США как о главном враге, который Путин настойчиво продвигает с 2012 года», — сказал Макфол нашему изданию.
Учитывая нынешние слабости российского государства, это необходимо. Объем экономики России меньше экономики Канады. Как отмечает Ян Бреммер (Ian Bremmer) в журнале Time, «весь ее военный бюджет меньше суммы тех дополнительных денежных средств, которые президент Дональд Трамп хочет потратить на оборону». И, несмотря на то, что Путин победил на выборах, которые он и не собирался проигрывать, его поддержка в коридорах власти не такая уж сильная, как может показаться.
Путин «знает, что огромное число россиян недовольны сложившимся положением дел, и неважно, сколько голосов он получил на выборах», — написал недавно в колонке The Washington Post Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), профессор международной дипломатии в Колумбийском университете. «Девять из десяти считают коррупцию серьезной проблемой; примерно столько же чувствуют, что ничего не могут с этим поделать; число же тех, кто считает, что Путин примет в отношении коррупции жесткие меры, уменьшается. Для лидера, который привык извлекать выгоду из внешнеполитических авантюр, поддержка конкретных мер Путина становится шаткой. Опросы показывают, что 49% россиян — поразительная цифра — хотят вывода российских войск из Сирии».
Поэтому в определенной мере высылка российских дипломатов идет на пользу Путину. В этом месяце пресс-секретарь избирательного штаба российского президента даже поблагодарил Британию за то, что она помогла Кремлю добиться явки избирателей в 70%. «На нас оказали давление именно в тот момент, когда нам необходима была мобилизация», — сказал Андрей Кондрашов, добавив, что в момент конфронтации с враждебным государством «россияне объединяются вокруг центра власти. И этим центром власти, безусловно, является Путин».
«Высылка дипломатов усиливает связь Путина с его избирателями, поскольку она пробуждает в них комплекс осажденной крепости», — твитнул российский журналист Леонид Рагозин. «С другой стороны, меры, направленные против активов государства-мафии, могут эту связь ослабить, потому что россияне не испытывают ни малейшей симпатии к российским клептократам, живущим в Лондоне».
А такие меры могут последовать: европейские чиновники и администрация Трампа разрабатывают следующие шаги. Но какими бы они ни были, все свидетельствует о том, что основные трудности ждут впереди.
«Различия между нами велики и напрямую зависят от принципов европейской безопасности», — написал в письме, опубликованном в прошлом ноябре в британском «Гардиан», Вигаудас Ушацкас (Vygaudas Usackas), бывший глава Представительства ЕС в России. Он предупредил, что как только Путин получит новый мандат на власть, дела лучше не пойдут: «Кажется весьма вероятным, что в течение шести лет его президентского срока столкновение двух мировоззрений — Москвы и Запада — продолжится».
Chechenews.com
27.08.18.