Житель аварского села Кенхи в Шаройском районе Чечни Рамазан Джалалдинов, пожаловавшийся в мае на местные власти и оставшийся затем без дома, а после бесследно пропавший, вышел на связь. Аварец сообщил правозащитнику Светлане Ганнушкиной, что жив и здоров, находится за пределами Чеченской Республики, и попросил его не искать.
По словам Джалалдинова, 2 ноября его вместе с женой Назират привезли в Грозный на встречу с первым заместителем главы МВД Чечни Апти Алаудиновым, пишет «Новая газета». Сотрудник ведомства якобы грозил, что если аварец «не перестанет поднимать проблемы своего села», то его «постигнет та же участь, что и убитых Ямадаевых, правозащитницу Наталью Эстемирову и политика Бориса Немцова».
После встречи, как рассказал Ганнушкиной Джалалдинов, у него и его сына отобрали паспорта, а телефон скинули в пропасть. Село Кенхи, где проживал аварец, взяли под усиленную охрану, выставив посты полиции.
Несмотря на это, утверждает Джалалдинов, ему удалось незаметно выехать из села. Затем он, рискуя жизнью, перешел горный перевал Чентык, соединяющий Чечню с Дагестаном.
По словам Ганнушкиной, в ту же ночь Джалалдинова начали искать в Чечне, обыскивая дома его односельчан с угрозами. Семью аварца взяли на круглосуточный контроль, и все их контакты с внешним миром теперь отслеживаются.
Кроме того, по данным правозащитницы, были активизированы поиски Джалалдинова в Дагестане — в Кизляре и в Махачкале. «Родственникам и односельчанам Джалалдинова, проживающим в Дагестане, звонили сотрудники чеченского и дагестанского МВД с требованием приехать в Чечню на допрос. Посты наблюдения были выставлены у здания, в котором расположена редакция дагестанской газеты «Черновик», опубликовавшей апрельское обращение Рамазана Джалалдинова к президенту Путину», — рассказала Ганнушкина «Новой газете».
Ранее уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев сообщил, что начал проверку после сообщений о пропаже Джалалдинова, и заявил, что говорить о его исчезновении пока преждевременно — тот мог потеряться или «упасть где-то». Также омбудсмен отметил, что попросил родственников пропавшего аварца помочь с поисками.
Еще одну проверку поручил начать прокурор Чечни Шарпудди Абдул-Кадыров. При этом в правоохранительных органах республики сообщили, что семья Джалалдинова с письменным заявлением о его исчезновении и просьбой установить местонахождение не обращалась.
В Кремле призвали не поднимать панику вокруг исчезновения Джалалдинова. Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина заявил, что от родственников пропавшего якобы не было никаких тревожных сигналов.
При этом именно родственники Джалалдинова в начале недели сообщили о его пропаже журналистам. По их словам, в четверг, 3 ноября, Джалалдинов собирался уехать из Чечни с сыном «из-за полученных при строительстве нового дома травм», однако их задержали полицейские, которые допросили их, забрали паспорта и мобильные телефоны, после чего освободили. На следующий день семья не нашла Джалалдинова в комнате, где он уснул накануне.
30 мая этого года телеканал «Грозный» показал видео с извинениями Джалалдинова перед главой Чечни Рамзаном Кадыровым за критику в его адрес и «провоцирование народа». Аварец, бежавший из Чеченской Республики и постоянно менявший места ночевки, чтобы его не похитили и не «отвезли к Кадырову», объявил, что возвращается в родное село, и назвал свой видеоролик о коррупции в регионе и плачевном состоянии Кенхи «ошибкой».
20 мая земляки Рамазана Джалалдинова написали письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором предложили конспирологическое объяснение поведения своего односельчанина. По их словам, «необразованным» Джалалдиновым пользуются «враги России» «для достижения своих грязных задач в информационных войнах».
13 мая дом Джалалдинова в селе Кенхи был сожжен. По словам его супруги, в тот день люди в масках зашли в их жилище, посадили ее и детей в машину, после чего «бросили их под мостом» и подожгли дом. По версии Кадырова, Джалалдинов свой дом сжег сам, чтобы выставить местные власти в негативном свете.
В начале мая Джалалдинов записал видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину и генпрокурору Юрию Чайке. В своей жалобе аварец утверждал, что местные чиновники отнимают у жителей значительную часть компенсаций за разрушенные во второй чеченской кампании жилье, удерживают зарплату бюджетников и в целом устраняются от помощи людям.
Chechenews.com
10.11.16.