Главная » Все Новости » Главная новость » Путинистан: Якутам — да, злым Чеченам — нет

Путинистан: Якутам — да, злым Чеченам — нет

«Плачущие родные языки народов России»

Последняя моя перепись случилась еще в советском 1979 году.

К нам с женой пришла дружелюбная переписчица с анкетой, которую, правда, нам самим заполнить не позволила, зато подарила чистый бланк.

Этот бланк я впоследствии сдал в архив, а из разговора с переписчицей помню только остро стоявший тогда в СССР вопрос о так называемой «национальности», или «пятом пункте».

Всем гражданам разрешалось называться кем угодно, с паспортом никто не сверялся, и мы с женой похулиганили: у нее в советском паспорте было написано «русская», а у меня «азербайджанец», но мы сказались евреями, и добрая душа переписчица с живейшим сочувствием так и записала.

Что там было зимой 1979 года с родным языком, я уже и не помню, и сейчас, осенью 2021 мне понравился заголовок материала на официальном сайте: «Назови свой родной язык на переписи населения».

Сейчас этот самый вопрос о родных языках жителей Российской Федерации стоит куда острее, чем в 1979 стоял вопрос о языках народов СССР. Тогда, в теории, все было довольно просто: есть «язык межнационального общения» — русский. Он же — родной язык и большинства русских, и большинства других более или менее русифицированных в рамках советизации наций, народов, национальностей и народностей (все это – кусочки официальной советской иерархии), населявших СССР.

Если сопоставлять иерархию народов и иерархию языков, то в советское время было ясно: русские — самый крупный народ СССР, но русский язык являлся в стране главным языком и всех других народов, по крайней мере — так называемым вторым родным.

Но зато и каждый другой язык на уровне официальной политики всячески поощрялся, да и само множество национальных языков считалось большим общим всесоюзным богатством. Например, всё население союзных республик или автономий в составе РСФСР должно было изучать местные языки.

В новой России так называемые миноритарные языки ее народов в последние несколько лет утратили свой статус. Теперь изучение их — дело добровольное, факультативное, поддерживаемое властями только на словах.

Судя по выступлениям официальных лиц, эти самые власти опасаются, что излишний интерес к малым родным языкам мог бы, чего доброго, привести к появлению сепаратистских настроений. Плохо понятый руководством Российской Федерации опыт СССР, как кажется, именно этому и учит.

Начнем с того, что в документах переписи есть языки главные — те, на которых можно загрузить и заполнить анкету, – и все остальные, т.е. те, которые можно упомянуть в ответах на вопросы о других языках или о своем родном языке. Не исключено, что в разделе родной язык можно написать вообще все что угодно. А вот список главных языков просто удивительный. Вот они, эти главные языки переписи (по состоянию на 22 октября 2021 года):

английский
башкирский
бурятский
китайский
корейский
татарский
тувинский
узбекский
чувашский
якутский.

Интересно, что в этом перечне нет ни одного славянского языка, зато присутствует сразу несколько тюркских. Нет ни одного языка народов Кавказа – ни российского Северного, ни бывшего советского Закавказья, а ныне Южного Кавказа.

Может быть, дело в численности говорящих на языке людей? Но на тувинском говорят меньше 300 тысяч, а, например, на чеченском — миллион триста тысяч жителей России. Не сходится.

А почему не сходится — см. в первом каменте.»

Gasan Gusejnov

Chechenews.com

28.10.21.