Американская журналистка Энн Гэррелс (Anne Garrels) выпустила книгу «Путинская область. Путешествие в настоящую Россию». Главное отличие очередной книги о России глазами западного журналиста в том, что на этот раз повествование идет не о Кремле, а о российской глубинке. Изучая не Москву, а Челябинск, Энн Гэррелс пришла к выводам, какие ошибки, по ее мнению, допустил Запад в общении с Россией, оказав тем самым содействие в создании той сложной экономической и политической ситуации, в которой страна находится сегодня.
В свое время Энн Гэррелс работала для американской национальной радиостанции NPR и рассказывала своим твердым чуть с хрипотцой голосом рядовым американцам о новой постсоветской России. Однако сама она говорит, что всегда хотела понять, что происходит за пределами Москвы. Накануне выхода книги Энн Гэррелс рассказала своим коллегам с NPR, как ее выбор пал на изучение российского города Челябинск, который простым американцам не говорит ровным счетом ничего. Именно в этом и заключался замысел американской журналистки — показать Россию, которую они не увидят в международных новостях.
«Это могло быть где угодно. Я просто взяла карандаш и наугад воткнула его в карту. Попала в Челябинск и с тех пор стала ездить туда. „Putin Country“ (Путинская область) — это что-то сродни американской глубинке. Бескомпромиссная, промышленная часть страны, сильно отличающаяся от Москвы».
Именно в таких областях страны у российского президента Владимира Путина самые высокие рейтинги. В Челябинске во время войны бурно развивалась промышленность, там в 40-е находился наркомат танковой промышленности, наркомат среднего машиностроения, электростанций. Туда во время Отечественной Войны эвакуировались целые фабрики и заводы, для того, чтобы защититься от немцев. Энн Гэррелс приехала в Челябинск после развала СССР, в 90-е, когда город уже потерял свою былую мощь и величие.
«Он (Путин) сыграл на том, что русские находились в поисках самоидентификации, сыграл на том, что они искали повода для гордости, которая была утеряна. И он очень умно поступил. Когда Россия в последний раз была Россией, на дворе стоял 1917 год. Когда развалился Советский союз, Россия вдруг снова осталась сама по себе. Они (русские люди) не знали, кто они и где их место в этом мире.
Кроме того, они чувствовали какое-то давление. Они видели, что НАТО приближается к их границам, а им самим не позволили стать частью НАТО, несмотря на то, что Запад тогда заявил: „Эй, секундочку подождите! Мы вообще-то Россию пригласили быть наблюдателем, и они могли повлиять на ситуацию“. Хотя, конечно, ни на что они повлиять не могли».
Гэррелс не испытывает никакого снобизма к российской глубинке, напротив, отмечает, что там люди могут также серьезно быть озабочены вопросами внешней политики.
«Так что это не сильно уж отличается от того, что сегодня делает Дональд Трамп, когда говорит американцам в глубинке: „Мы снова будем великими!“. И они необязательно обращают внимание уж прямо на все детали, но они поняли посыл: Путин собирается противостоять Западу и вернуть России ее величие», — говорит она в эфире NPR.
Энн Гэррелс говорит, что с тех пор, как цена на нефть упала до рекордного минимума, изменения в образе жизни челябинцев были впечатляющими.
«Там повсюду надписи „Сдается“; магазины и рестораны закрываются, иностранные марки не открывают больше там своих представительств. Большинство моих друзей потеряли в доходах процентов 30, если не больше. Но несмотря на все это, никакой оппозиционной вспышки в отношении Путина и его политики там не было», — отмечает автор.
По ее словам, отчасти это происходит потому, что российский народ думает, что западные санкции приведут к тому, что их собственная промышленность начнет развиваться, что вновь возродится сельское хозяйство, пусть на это уйдут годы.
«Они не говорят, что Путин не виноват во всем этом, — комментирует Энн Гэррелс, — они просто пожимают плечами. Они постоянно жалуются на то, что их не устраивает, но это никак вообще не влияет на уровень популярности российского президента».
«Одна из причин, по которой я решила написать эту книгу, — говорит Энн Гэррелс, — это возможность оглянутся назад и понять, какие ошибки мы сами могли совершать на протяжении всего это времени, которые повлекли за собой то, что Владимир Путин стал таким, каким он стал из-за того, что мы отодвигали Россию как лузера, не считались с тем, что им было в некоторых моментах что сказать».
«Россия — раненая страна, и она зализывает свои раны. Конечно, это может не соответствовать тому образу России, что мы увидели в Сирии. Но мне кажется, что понимание того, что это „оскорблённая страна“, в данном случае — ключевое», — считает американская журналистка Энн Гэррелс, автор книги «Путинская область. Путешествие в настоящую Россию».
Источник: Русская служба RFI, Франция
28.03.16.