Кто на кого оказывает большее влияние – Владимир Путин на Рамзана Кадырова или наоборот, эксперты спорят не первый год.
Одни считают российского президента заложником эдакого чеченского дракона, который вроде как делает, что пожелает (без оглядки на Кремль). Такая точка зрения довольно распространена в среде российских либералов и представителей западной интеллектуальной элиты. Другие утверждают, что послушный Кадыров следует всем указаниям Москвы (в том числе в истории с защитой мусульман Мьянмы). Такого мнения, в частности, придерживаются преимущественно чеченцы в эмиграции.
Третьи говорят о симбиозе – взаимовыгодном сотрудничестве обеих сторон. Путина устраивает, что Чечня формально находится в составе федерации, Кадырова удовлетворяют получаемые с этого финансовые и политические дивиденды.
Историк Майрбек Вачагаев напоминает, что Владимир Путин не раз высказывался в поддержку своего подопечного. И «пехотинец» отвечает ему взаимностью.
«Все действия Грозный согласовывает с Кремлем. Это правило действует со времен Советского Союза. И вряд ли здесь что-то могло измениться в силу устройства Российского государства», — отмечает собеседник «Кавказ.Реалии».
Политолог Станислав Белковский соглашается, что «Кадыров делает многое, к чему Путин не имеет отношения», однако настаивает: это взаимовыгодное сотрудничество.
«Нельзя сказать, что Путин – заложник Кадырова, поскольку ярлык на управление Чечней дал ему Кремль, — рассуждает он. — Если этот ярлык будет отозван, то положение Рамзана Ахматовича значительно ухудшится. Вплоть до того, что ему придется решать вопросы, связанные с собственной безопасностью. У него много врагов. Особенно в республике».
Президента, полагает он, устраивает, что «Чечня формально находится в составе России, хотя де-факто нет (она за пределами правового и политического пространства РФ)».
«Кадырова удовлетворяет та роль, которую отвел ему Путин, и те возможности, которые он благодаря Кремлю получает», — продолжает Белковский.
Однако чеченский лидер как неглупый человек понимает, что одна «дойная корова» хорошо, а две лучше. По этой причине он усиленно сближается с Саудовской Аравией, которая может оказаться более щедрой.
Глава республики, по мнению политолога, давно перерос уровень федерального политика и бизнесмена. Сейчас он готовится к переходу в новый статус – стать фигурой международного масштаба, которая «будет концентрировать интересы исламских кругов в России (в первую очередь саудовской династии и близких к ней стран)».
Так, Кадыров регулярно встречается с представителями королевской семьи. 5 сентября (перед кампанией в защиту народа рохинджа) он принимал в Грозном одного из богатейших людей планеты, принца аль-Валида бен Талала.
«Сейчас Рамзан Ахматович предложил свои посреднические услуги в Ливии, где будет пытаться помирить враждующие группировки, — напоминает собеседник «Кавказ.Реалии». — Ливийская история, кампания в защиту мусульман Мьянмы, сближение с саудитами свидетельствуют о том, что Кадыров больше не собирается опираться на Москву как на единственный источник финансирования».
Круг его интересов, впрочем, отнюдь не ограничивается деньгами Саудовской Аравии.
«Он примеривает на себя роль неформального лидера исламской уммы России. Если Кадырову удастся закрепиться в этом статусе, то с ним уже ничего нельзя будет сделать, — предостерегает Белковский. — Мусульман в стране сегодня насчитывается свыше 20 миллионов».
Публицист уверен: митингами в защиту народа рохинджа Кадыров выполнил обязательства перед саудитами, а заодно укрепил свой авторитет в исламской умме.
«Учитывая, что Россия поддерживает власти Мьянмы, то ему надо было пройти между Сциллой и Харибдой. А раз все получилось (повысил влияние в исламском мире, удружил саудитам), зачем было идти на обострение с Кремлем? Поэтому он свернул программу».
Что касается предположения о том, что Кремль использует чеченского руководителя в качестве страшилки для либералов и западного истеблишмента (мол, смотрите, кто вместо Путина может прийти), то Белковский абсолютно убежден, что Кадыров страну никогда не возглавит.
«Во-первых, у него нет такой цели. Он собирается потреблять ресурсы России, но не собирается отвечать за нее, — отмахивается политолог. — Во-вторых, ни при каких обстоятельствах российский народ не выберет чеченца президентом. Это понимает и народ, и сам Рамзан Кадыров, который отнюдь не глуп».
«Путин и Кадыров – близнецы-братья. Они существуют в рамках одной модели управления страной», — резюмирует эксперт.
Источник: www.kavkazr.com
09.10.17.