Владимир Путин сильно удивил, а кого-то просто напугал своим законопроектом, который приостанавливает действие соглашения с США об утилизации оружейного плутония. Госдума нередко в лице своих депутатов производит какие-то совершенно невероятные инициативы, но в этот раз сам президент выступил со скандальным предложением, которое, конечно, будет проштамповано парламентом.
И не столько пугает та часть, которая относится собственно к соглашению по плутонию, хотя в глазах обывателя всякое упоминание ядерных компонентов в угрожающем контексте звучит устрашающе. Россией и США накоплено столько плутония, что это многократно превышает военную необходимость в нем. Рост запасов в этом смысле лишен всякого значения, их нельзя пустить в дело. Сейчас в распоряжении обеих стран почти 120 тонн плутония, при том, что ядерным силам США, например, достаточно и двадцати. Американцы нашли гораздо более дешевый способ утилизации запасов, в отличие от того, о котором договаривались с русскими, отсюда и недовольство российской стороны.
Но за этим вовсе нет того, чем пугает Кремль: желания обмануть партнера и припрятать себе какие-то излишки. Во-первых, как уже сказано, они не нужны, во-вторых, известна приверженность Барака Обамы идее полного ядерного разоружения. Он за эту инициативу даже получил Нобелевскую премию мира на первом президентском сроке. А вот что пугает, так это стремление президента России обусловить возвращение к договоренностям такими вещами, как отмена санкций и компенсация ущерба от них, а также сокращение сил НАТО на территориях, вошедших в Альянс после 2000 года.
То есть выдвигаются заранее невыполнимые требования, что в переводе на обычный язык с дипломатического означает, что Россия больше не хочет и не видит перспектив нормализации отношений с Соединенными Штатами. Попытка договориться с уходящим и уже поэтому будто бы слабым Обамой признана бесполезной. А про Хиллари Клинтон в Москве и так знают, что с ней договориться не выйдет, особенно после взлома серверов Демократической партии и попыток подыграть Трампу. Значит, минимум на ближайшие четыре года отношения между Россией и США консервируются на самом низком в новейшей истории этих стран уровне. Путин это дает понять первым, причем на языке, который в современной дипломатии позволяет себе разве что Северная Корея, не заботящаяся о том, как воспринимается в отвергающем ее мире.
Безусловно опасным является и то, что в качестве материала для демонстрации была избрана тема, касающаяся ядерного разоружения, согласно которой уже долгие годы считалось, что тут могут быть технические расхождения, но принципы разделялись всеми сторонами: всемерное сокращение уровня ядерной опасности и сотрудничество в области нераспространения. Россия в одностороннем порядке ставит под сомнение общую позицию по этому важнейшему в глобальном смысле вопросу.
В желании попугать Штаты Кремль заходит очень далеко, пугая весь мир и сознательно создавая обстановку ядерной небезопасности. Американцы пока ответили разрывом сотрудничества по сирийскому вопросу, похоронив весь смысл ввода в эту страну российского контингента. Очевидно, этот шаг был бы предпринят и без путинского скандального законопроекта, об этом свидетельствовали жесткие заявления во время экстренного заседания Совета Безопасности ООН.
А вот какие будут другие шаги — а они обязательно будут — интересно посмотреть. Запад не любит оставлять угрозы без ответа. Но кроме интереса к разворачивающемуся международному спектаклю возникает и большое чувство тревоги. Никогда еще со времен той, большой холодной войны мир не выглядел так хрупко. Владимир Путин, похоже, так возвращает себе ощущение молодости, когда он молодым офицером КГБ боролся против козней Запада. А теперь он объявляет Вторую холодную войну.
Источник: Haqqin.az, Азербайджан
06.10.16.