Хотя обычные военные конфликты между крупными державами (наряду с формальным объявлением войны), похоже, вышли из моды, Россия уже не один год ведет против США негласную «гибридную войну». Цель президента России Владимира Путина — оказывать влияние на сознание американцев.
Недавно уволенный директор Агентства кибербезопасности и защиты инфраструктуры США (CISA) Кристофер Кребс (Christopher Krebs) заявил после выборов, что «нет никаких доказательств того, что какой-нибудь иностранный противник способен помешать американцам голосовать или изменить результаты голосования». Он упустил главное. Настоящая проблема заключается не в том, что наши враги пытаются помешать американцам голосовать — хотя это, безусловно, вызывает беспокойство. Путин вряд ли будет радоваться победе одного из кандидатов в президенты, он, скорее, будет торжествовать по поводу того, что во многих штатах результаты выборов подвергаются сомнению и оспариваются в суде.
Учитывая данные 2016 года, нельзя сбрасывать со счетов попытки России получить доступ к регистрационным спискам избирателей и вмешаться в выборы, а также содействовать фальсификации результатов голосования. Но на президентских выборах 2020 года главной целью Путина было не ослабление позиций Байдена и не помощь Трампу. Сегодня мы можем констатировать, что его главной целью было расколоть страну на два противоборствующих лагеря, посеять недоверие и социальный хаос, чтобы подорвать доверие американцев друг к другу и к их демократическому процессу. Поляризованная и разобщенная Америка поможет Путину покончить с доминированием США в однополярном мире и восстановить статус России как мировой державы.
Чтобы использовать в своих целях межрасовую рознь и провоцировать протесты в США, российские оперативники пользуются старыми советскими методами, распространяя дезинформацию о расовой несправедливости в Америке. Кремлю, например, удалось внедриться и в группы белых националистов, и в группы, созданные в рамках движения «Жизни чернокожих имеют значение» (Black Lives Matter). Внутри таких групп Россия навязывает и продвигает подстрекательскую риторику, заставляя многих республиканцев и демократов ставить под сомнение фундаментальную структуру своих демократических институтов и доверие к ним.
Одна из главных трудностей в противодействии вредному влиянию России вызвана расхождениями в понимании того, что такое гибридная война. Россия считает гибридную войну видом конфликта, который в частности предполагает стратегическое использование экономических, дипломатических операций и операций влияния наряду с использованием вооруженных сил и шпионажа. В отличие от этого, США считают гибридную войну действиями или тактикой, используемыми перед обычной войной. Хотя США считают, что они справляются с предконфликтной агрессией, Россия уже видит себя в центре стратегической битвы, замаскированной под конкурентную агрессию.
После выборов 2016 года американские спецслужбы неоднократно предупреждали об угрозах американским выборам со стороны иностранных государств, таких как Россия. В аналитическом докладе разведывательного сообщества 2017 года особое внимание было уделено деятельности иностранных государств, которые пытаются «изменить политику США, обострить разногласия… и подорвать доверие американского народа к демократическому процессу».
В 2018 году новостной телеканал «Эн-Би-Си-Ньюс» (NBC News) сообщил, что американская разведка располагает существенными доказательствами того, что перед выборами 2016 года поддерживаемые Россией агенты успешно атаковали системы регистрации избирателей во всех 50 штатах. Совсем недавно Директор Национального центра контрразведки и безопасности Билл Эванина (Bill Evanina) сообщил, что Россия использовала различные методы, чтобы «очернить бывшего вице-президента Байдена». ФБР и Агентство кибербезопасности и защиты инфраструктуры перед недавними выборами также предупреждали о дезинформации, распространяемой иностранными государствами, а американские спецслужбы основными «источниками» этой враждебной деятельности называли Россию, Китай и Иран.
Вашингтону необходимо трезво оценить операции гибридной войны, которую ведет Кремль, и следует начать предугадывать намерения Путина и определять способы защиты уязвимостей США. Кроме того, США должны противодействовать кибератакам России и распространению дезинформации по всему миру. США должны поставить Россию перед фактом, представив доказательства ее враждебных действий, и значительно расширить обмен информацией с друзьями и союзниками. В частности, речь идет о тесном сотрудничестве со Специальным комитетом ЕС по иностранному вмешательству и Европейской службой внешних действий, а также о содействии в создании нового специализированного и скоординированного агентства по противодействию дезинформации, распространяемой Россией.
Бывший министр обороны Марк Эспер (Mark Esper) правильно заметил, что для завоевания киберпространства необходимо использовать наступательную стратегию: США не должны уклоняться от использования против России своего наступательного киберпотенциала. Анализ эффективности затрат указывает на то, что когда Вашингтон дает отпор, Кремль отступает — или терпит поражение. Прекрасным тому примером стала секретная операция, проведенная США во время промежуточных выборов в США в 2018 году, в ходе которой была осуществлена кибератака на российское «Агентство интернет-исследований».
Однако самым важным шагом, который может сделать Вашингтон, является повышение уровня осведомленности международной общественности о непрекращающейся деятельности России, использующей дезинформацию с целью манипулирования открытыми обществами. Злонамеренные действия Путина имеют успех по причине молчания, и сегодняшнее сдержанное обсуждение этой темы на международном уровне означает победу Кремля. Если Россия считает такое вмешательство «гибридной войной» на своих собственных условиях, то Соединенным Штатам следовало бы отреагировать на эти действия так же решительно, публично разоблачая распространяемую Россией дезинформацию и по возможности предпринимая ответные действия.
Chechenews.com
10.12.20.