Политолог Андрей Пионтковский в новом интервью Newsader в очередной раз обрушился с критикой на госсекретаря Джона Керри, посетившего Кремль, где он провел переговоры с президентом Владимиром Путиным и главой МИД Сергеем Лавровым. По мнению эксперта, глава внешнеполитического ведомства снова демонстрирует чудовищную слабость перед Москвой и позволяет ей диктовать условия политических процессов, реализуемых в очагах напряжения на территориях Сирии и Украине.
А.К.: Андрей Андреевич, каковы, на Ваш взгляд, практические итоги переговоров Джона Керри и Сергея Лаврова?
А.П.: На итоговой пресс-конференции озвучивались, главным образом, две темы: так называемая борьба с Исламским государством и чисто сирийская проблема.
По ИГИЛ’у сегодня наносятся удары как российскими, так и американскими военно-воздушными силами. Однако, если говорить о пропорциях вклада каждой страны в войну против террористов, то со стороны Москвы налицо высокая составляющая «пиара» – вопреки объявленной ранее цели под названием «остановить на дальних рубежах». Она была полностью дискредитирована десятиминутным роликом, где три российских вождя сообщили о том, что их миссия, оказывается, в основном выполнена. Похоже, они «забыли» о том, что миссия была сформулирована как полная победа над ИГИЛ’ом.
Что касается решения собственно сирийской проблемы, то здесь пиарились обе стороны. Напомню, что для Путина внешняя политика является одним из важнейших инструментов удержания власти в стране, поскольку ничего, кроме нее, он не может продать телезрителю: экономика разваливается, жизненный уровень стремительно падает. В этой ситуации тем более необходима героическая картинка: лидер Дзюдохерии вернулся в качестве брутального «решалы» за стол переговоров.
Обама с Керри выглядят не лучше Путина: они – пиарщики. Каждый, кто прочтет чудовищное интервью Обамы журналу «Атлантик», поймет, что он остается абсолютно равнодушен к жизням сотен тысяч погибших в сирийской мясорубке. Ни Асада, ни ИГИЛ’a в Сирии сегодня бы не было бы, если бы не фатальная ошибка действующего главы Белого дома, согласившегося в 2013 году на сделку с Асадом-Путиным о так называемом «химическом разоружении». Предательство им умеренной оппозиции толкнуло десятки тысяч суннитов в радикальные группировки. Обама в этом интервью пиарится перед самим собой – нарциссом – и леволиберальной аудиторией, строя из себя великого гуманиста и миротворца.
То же самое касается позиции Керри. О каких переговорах по Конституции Сирии может идти речь, если никакой Сирии давно нет, а есть лоскутное одеяло из кровавых обломков, которые никогда не соединятся?
По поводу борьбы с терроризмом скажу так: да, боевики ИГИЛ рано или поздно будут вытеснены из Сирри в Ирак. Но те, кто совершил теракты в Брюсселе и ранее в Париже, проживали и проживают в Европе, а не в пустынных песках Африки. Как и в случае с Аль-Каидой, в данном случае важен бренд ИГИЛ’а, а не его структура. Сейчас этот бренд «Исламского государства» привлекает социопатов со всех концов света.
Таким образом, поведение обеих сторон – и российской, и американской – одинаково безответственно. При этом позиция США выглядит еще и унизительной. Неужели в Белом доме нет экспертов, которые подсказали бы президенту, что российские медиамейкеры попросту издеваются над ним? На пресс-конференции Керри стоял как провинившийся школьник перед Лавровым, в то время как последний, словно господин учитель, перечислял ошибки американской военщины за последние десятилетия – а потом все-таки поставил Госсекретарю «четверку с минусом» за то, что американцы встали на путь исправления. В итоге Керри вслед за одиозным Марковым поздравил Россию с тем, что благодаря ее поддержке, оказанной Асаду, якобы удалось добиться стабильности в стране и начать мирные переговоры.
Одним словом, мы в очередной раз столкнулись с ситуацией «Керри-Лавров», где последний является доминирующим альфа-самцом, делающим со своим визави все, что угодно.
А.К.: Несмотря на пессимистичную картину, рисуемую Вами, нельзя не отметить многочисленные стратегические успехи американской политики «мягкой силы»: Иранская ядерная программа свернута, Путин увяз в Украине, санкции работают, Кремль был вынужден уйти из Сирии.
А.П.: Иранская ядерная программа не свернута, а полностью сохранена. Остановлен лишь последний бросок к бомбе. Путин увяз в Украине прежде всего благодаря сопротивлению украинцев. Насчет ухода из Сирии я бы поспорил.
Вообще, за долгие годы наблюдения за нашим любимым пациентом я заметил, что при всей его наглости и авантюризме у него есть какое-то звериное чувство опасности. Он понимает, где проходит красная черта – не та, которую начертил какой-нибудь Обама, а реальная, после пересечения которой может наступить коллапс его режима. Еще недавно он делал все, чтобы захватить Алеппо, однако в последний момент сообразил, что это стало бы для него ловушкой, поскольку вынуждало бы подписаться под широкомасштабной поддержкой Асада – одним словом, увязнуть во втором «Афганистане». Он понял, что для сбережения всех пиар-достижений последних месяцев гораздо выгоднее ограничиться поддержкой режима в рамках узкого алавитского анклава. Более того, сами американцы уже согласились с этим, отказавшись от требований немедленного ухода Асада с поста главы государства. Параллельно с этим Путину удалось серьезно нагадить Турции установлением союзных связей с курдами, которые регулярно осуществляют теракты в Анкаре.
При этом нужно не забывать, что все это служит главной цели – продавать теленаселению пиар. Например, три дня подряд показывать, как о Керри вытирают ноги. Конечно, все эти тактические успехи продлевают стратегическую агонию режима. Но он в таких терминах ситуацию не видит.
А.К.: Андрей Андреевич, Украина также стала темой российско-американских переговоров. Не похоже, чтобы эта проблематика фигурировала в качестве пиар-составляющей.
А.П.: Действительно, украинская проблематика – это единственное, что является для Путина не фактором пиара, а жизненно важной проблемой. Успех украинских реформ – это «Кощеева смерть» путинизма. Обратите внимание, что результаты переговоров по этой теме оказались практически не представленными широкой публике: российские чиновники обошлись общими фразами про Минские соглашения.
Мне кажется, что именно в этом направлении развивалась основная психологическая обработка Керри, от которого потребовали уступок по Украине, напомнив о великодушном прекращении бомбардировок сирийских друзей США и мирных жителей. Мол, мы пошли тебе навстречу, но теперь и ты пойди нам навстречу: сказал же твой шеф в интервью, что русским гораздо важнее изнасиловать Украину, чем вам, американцам, защитить ее. Аналогичные предложения, как я полагаю, были сделаны и на переговорах с главой МИД Германии.
Таким образом, думаю, что в ближайшие дни нам следует ожидать усиления давления на Киев со стороны Франции и Германии для того, чтобы он исполнил давнюю мечту Путина – втолкнуть Лугандонию в политическое тело Украины и, как бы восстановив частично территориальную целостность страны, разложить ее изнутри и заблокировать европейский путь развития.
А.К.: Разве Обама не говорил, что Украина не продается?
А.П.: А разве Обама считает, что продает ее? Устами Керри он вчера в очередной раз сообщил: санкции будут сняты только после выполнения Минских соглашений. Заметьте: ни слова о Крыме – это к вопросу о «продаже» Украины.
Что касается Минска-2, то, как я написал еще в вечер его заключения, единственное, что там позитивно – это положение о прекращении огня и определение линии разграничения. Остальное – ненаучная фантастика, в том числе обещания России, которые она никогда не выполнит: вывод войск с Донбасса и передача границы Киеву, а также обещание Украины, которое, я надеюсь, она не будет выполнять – та самая интеграция ДНР и ЛНР в ее состав. Так что не беспокойтесь: изнасилование Украины если и состоится по путинским лекалам, то в глазах Запада этот процесс будет выглядеть прилично. Очень надеюсь, что этого не произойдет и украинское общество не соблазнится фальшивкой восстановления территориальной целостности.
Эти районы нужно рассматривать как временно оккупированные агрессором территории. Полную ответственность за то, что там творится, несут оккупационные власти. Некоторых пугает, что в этом случае на Донбассе будет замороженное Приднестровье. Но то, что Путин навязывает Киеву вместе с Меркель, Олландом и Обамой – это намного хуже, чем Приднестровье. Приднестровские бандиты не заседают в Кишиневе в парламенте и не определяют политическое будущее страны. Ввести этих бандитов в украинскую политическую структуру сравнимо принятию в дар троянского коня. Это уже навсегда будет контролируемая российскими войсками и спецслужбами территория. Поэтому на время российской оккупации от нее надо отгородиться, как от чумы.