В священный для мусульман месяц операция Асада при поддержке Путина привела к скитаниям 200 тысяч человек
Еще больше разрушений, смертей и голода пришли в сирийскую провинцию Идлиб в начале мая 2019.
Обострение связано с амбициями сирийского президента Башара Асада «вернуть каждый сантиметр Сирии» и усилившимися бомбардировщиками его союзника – президента России Владимира Путина.
Восемь госпиталей были подвергнуты бомбардировкам в неподконтрольной Дамаску провинции в течении мая. Как указывают некоторые издания, это случилось после того, как ООН передала данные об их местонахождении Москве в надежде на то, что они не будут подвергаться нападениям.
По данным международной организации, за месяц свыше 200 тысяч человек покинули свои дома и ютятся в палатках, скитаясь вдоль турецкой границы, не имея никаких удобств — даже туалетов. Территория, где им можно находиться, постоянно сужается – но идти им некуда: Турция, приняв почти 4 миллиона беженцев с начала войны в Сирии, была вынуждена закрыть границу и не впускает остальных. И назад нельзя: там бушует война.
Президент США Дональд Трамп призвал Россию, Сирию и Иран прекратить бомбардировки провинции.
»Чечня и Крым – свидетели его кровожадности»
Между тем эта операция союзников пока только начало. Это не та полномасштабная операция по завоеванию Идлиба, против которой предостерегает международное сообщество. Заявленная цель операции – расчистить дорогу между сирийской столицей Дамаском и городом Алеппо на севере, который до войны считался экономической столицей страны.
Но Асад хочет большего: он не скрывает, что желает весь Идлиб, который остается последним крупным оплотом сил оппозиции. Осуществлению его планов препятствует Турция: на севере Сирии находятся ее войска. Анкара поддерживает «Национальный фронт освобождения» — альянс вооруженных формирований сирийской оппозиции. Из-за этого чиновники Асада периодически грозят Турции.
«Пусть Турция знает: она здесь не останется ни на секунду, когда будет принято решение касательно этой ценной части Сирии, — заявил 29 мая замминистра иностранных дел Сирии Фейсал аль-Микдад в интервью ливанскому каналу «Аль-Манар». – Эта земля будет освобождена – будь то мирными средствами или войной, и они [власти Турции] должны понимать, о чем я».
Какого же решения — и чьего — ждут в Дамаске? По словам аль-Микдада, это связано с выбором метода «освобождения» Идлиба – военный или политический, а еще со временем: «Мы работаем над тем, чтобы выбрать наиболее подходящее время для этой победы… Мы полны оптимизма, поскольку близится тот исторический день, когда будет освобожден каждый кусочек земли в Сирийской Арабской республике». От кого зависит принятие решения, дипломат не уточнил.
Он добавил, что борьба, которую ведет сирийская армия – это «законная борьба против терроризма и тех, кто поддерживает терроризм, как это делает [президент Турции Реджеп Тайип] Эрдоган».
Одним из оснований для обвинения Турции в поддержке терроризма в Сирии стало то, что находящийся под опекой Анкары «Национальный фронт освобождения» решил сражаться вместе с группировкой «Джабхат ан-Нусра», которая считается террористической в ряде стран мира, включая США, Россию и саму Турцию. Раньше они противодействовали друг другу, а в мае им пришлось защищать Идлиб от армии Асада и российской авиации по одну сторону фронта.
«Борьбой с терроризмом» оправдывает свои действия в Сирии и Москва. Как заявил замминистра иностранных дел России Сергей Вершинин 28 мая, влияние «Джабхат ан-Нусры» распространилось на 99% территории Идлиба.
Но в Идлибе не только «боевики и террористы», как может показаться из заявлений российских и сирийских чиновников. У тех же боевиков есть семьи с детьми. Вдобавок, в Идлиб бежали десятки тысяч мусульман-суннитов мирного населения, когда другие провинции Сирии попадали под контроль Асада, который поддерживает в первую очередь шиитов (как и его давний союзник Иран). Представители официальных властей Сирии, как правило, принадлежат к шиитам-алавитам, а в оппозиции преобладают мусульмане-сунниты.
«Примерно три миллиона человек в Идлибе находятся под перекрестным огнем, некоторые живут под деревьями или пластиковыми навесами на голой земле, — заявила 29 мая Урсула Мюллер, помощник генсека ООН по гуманитарным вопросам в ходе заседания Совета безопасности. – Ни безопасных школ, ни больниц, ни возможности зарабатывать на жизнь. 8 лет авиаударов и бомбежки, смертельных террористических атак и постоянный страх отправить ребенка в школу – вдруг ее разбомбят в тот же день».
При этом российские дипломаты отрицают нанесение авиаударов по школам и больницам – говорят, что обстреливают «исключительно подтвержденные разведданными объекты террористов». Однако можно ли им верить, когда даже обещания о паузах в боевых действиях не исполняются, согласно свидетельствам местных жителей?
Так, 19 мая Россия объявила об одностороннем прекращении огня в Идлибе. На следующий же день поступили тревожные вести о гибели там 5 детей, 4 женщин и мужчины под бомбежками армии ее союзника Асада.
По подсчетам международных гуманитарных организаций, если текущие бои в Идлибе продолжатся, это приведет к «катастрофе»: изгнанию 600 тысяч человек с мест своего проживания. Если прекратятся, тоже неутешительно: многим возвращаться некуда, их дома уже разрушены.
https://www.kavkazr.com/a/koshmar-v-ramadan/29974426.html
Chechenews.com
04.05.19.