Главная » Все Новости » Россия » Раскаяние, поставленное на поток

Раскаяние, поставленное на поток

665AB554-A32A-4D9B-866C-99505BC28692_w640_r1_s_cx26_cy21_cw72

Вначале этой недели стало известно о пропаже двух чеченских писателей, за день до этого из дома в Грозном был похищен и чеченский бард Хусейн Бетельгериев. Оба писателя, впрочем, нашлись уже во вторник – в инстаграме Рамзана Кадырова появилось видео, на котором видно, как Ризван Ибрагимов и Абубакар Дидиев стоят на встрече Кадырова с научной интеллигенцией республики. О местонахождении Бетельгериева пока ничего не известно.

«Участники встречи с озабоченностью говорили о том, что отдельные псевдоученые выпускают брошюры и книги, искажающие историю ислама, сведения о чеченском народе с древних времен до наших дней. В первую очередь, к ним они отнесли Ризвана Ибрагимова и Абубакара Дидиева, издавших многотысячным тиражом книги, фактически преследующие цель очернить религию, вызвать межнациональную неприязнь. Они извинились перед научным сообществом и духовенством Чечни», – написал Кадыров в своем инстаграме. На видео видно, что оба писателя – Ибрагимов и Дидиев – стоят в стороне, потупив взгляд, пока в зале резиденции Кадырова идет обсуждение их книг.

О похищении обоих известно немного: так, по данным «Кавказского узла«, Ибрагимова и Дидиева забрали из их домов сотрудники силовых ведомств. Произошло это 1 апреля. «Сказать, что это было похищением, я не могу. Их забрали силовики, но без составления каких-либо протоколов задержания», – рассказывает источник издания.

В ночь с 5 на 6 апреля в фейсбуке Ибрагимова появилась запись, сделанная, как утверждается, администратором сайта nohchidu.com, который ведет писатель. «Меня никто не похищал, но удерживали из опасения, что я могу скрыться. Сегодня были беседы с Главой Чеченской республики Рамзаном Кадыровым, после которых нас с Абубакаром Дидиевым освободили», – говорится в обращении. Позже эта запись была удалена.

На сайте nohchidu.com Ибрагимов размещает свои труды – в частности, о том, что репрессии против крымских татар устроены для того, чтобы образовать на территории Крыма некую «Еврейскую республику». «Евреи пытаются подвести историческую базу для обоснования осторожно озвучиваемых ими претензий на исконную территориюнахского этноса«, – это еще одна цитата с сайта Ибрагимова, который является в некотором смысле коллегой Рамзана Кадырова – они оба состоят в Российской академии естественных наук.

Правозащитник, председатель межрегиональной организации «Комитет по предотвращению пыток« Игорь Каляпин считает, что такие меры, как задержание, могут только увеличить популярность трудов Ибрагимова и Дидиева.

– Я лично, как человек, как правозащитник, считаю, что любые идеи можно обсуждать публично, любые, в том числе экстремистские. И публичное обсуждение экстремистских идей как раз является самым эффективным способом противостояния этим идеям. А вот помещение человека за высказывание этих идей в зиндан, тем более если в роли зиндана выступает отдел полиции, – это фактически пропаганда этих идей. Чеченские силовики таким образом пропагандируют идеи Резвана Ибрагимова. Нисколько не сомневаюсь, что сейчас остатки его книжек расхватают во всех магазинах.

Я прекрасно понимаю мотивы подобных действий, я его книжки видел. Бредней подобных в Чеченской республике печатается немало. Я там много чего подобного читывал, и подобных сказок, мягко скажем, с националистическим душком там довольно много. Да, они сомнительны с точки зрения антиэкстремистского законодательства и так далее, я это все понимаю. Но я не понимаю, почему нельзя было поступить законным образом.
Почему нельзя было тому же Резвану Ибрагимову вручить прокурорское предостережение о недопустимости нарушения таких-то статей Уголовного кодекса, и может быть, там более конкретно расписать, в чем прокуратура такие нарушения усматривает. Я полагаю, что это было бы вполне законно. Это же ведь не какой-то подросток-экстремист, который сходки тайные устраивает и так далее. Этот человек себя позиционирует как историк, мне писали, что он членкор Российской академии естественных наук.

–​ Как и Кадыров, кстати.

– Да. То есть Кадыров его, так сказать, старший брат по научному званию. Ну, собрали бы, в конце концов, историков, они бы его там осудили, разобрали эту его публикацию. То есть это меры, которые были бы вполне нормальны, естественны и законны. Отдел полиции – это все-таки не зиндан, и мы находимся не в зоне боевых действий. Что это за странные методы реагирования? Я совершенно не хочу никаких комплиментов говорить этим научным трудам Ибрагимова, они, на мой взгляд, не выдерживают никакой критики. Но опять же, мы с вами не можем сказать, экстремизм это или нет, это могут сказать эксперты. И на это может прореагировать прокурор, в крайнем случае следователь, если они увидят в этом повод для возбуждения уголовного дела.

Кому-то очень нравится идея использовать правоохранительные органы в качестве инструмента расправы

​–​ Можно ли предположить, какое именно давление на него оказывалось?

– Я думаю, что фантазировать на эту тему – не моя задача. Наверное, если его держали пять суток в камере, то как минимум ему там было некомфортно. Это если его просто там держали. А что там еще могло быть – я не знаю, это его надо спрашивать. Опять же, обратится – спросим.

–​ Известно много случаев подобных выговоров за критику Рамзана Кадырова, за какие-то неосторожные высказывания. Но, по-моему, это первый случай выговоров за научные или лженаучные такие вот высказывания.

– Ну, как сказать… У нас Руслан Кутаев третий год сидит за проведение научной конференции.

–​ Их трудно сравнивать, конечно, Кутаева и Ибрагимова…

– Трудно, но тем не менее. Я сравниваю реакцию, и в том и в другом случае именно за высказывание каких-то взглядов, идей последовали репрессии, причем с использованием правоохранительной системы. Видимо, кому-то очень нравится идея использовать правоохранительные органы, полицию в качестве инструмента расправы. Это даже репрессиями назвать нельзя, потому что слово «репрессии» означает все-таки соблюдение некой установленной процедуры. Здесь вообще никакой процедуры нет, здесь камера отделения полиции использовалась в качестве зиндана. Я полагаю, что МВД на это должно прореагировать, провести проверку, и начальника отдела полиции, а также дежурного дежурной части, который был там в это время, должны уволить, как минимум, чтобы их духу не было в полиции! – сказал в интервью Радио Свобода правозащитник Игорь Каляпин.

Обозреватель «Новой газеты» Елена Милашина связывает задержание Ибрагимова и Дидиева с их недавней поездкой в Иран и их критикой в адрес влиятельных священнослужителей в республике.

Елена МилашинаЕлена Милашина

– По моему мнению и по мнению многих источников, в том числе и коллег Дидиева и Ибрагимова, связано это в первую очередь с их поездкой в Иран. Они выпустили лекцию, которая затрагивает серьезные и щепетильные вопросы по религии и по нравам в Чечне. В частности, сравнивает шиизм и суннизм в том виде, как его практикуют в Чечне, критикует культ Кунта-Хаджи, это очень известный чеченский устаз (религиозный учитель), его мюридом является Рамзан Кадыров, это культ, который в Чечне не отрицается и никак не ставится под сомнение, это очень опасно делать, потому что всегда следует расправа в том или ином виде. Кроме того, Ибрагимов критиковал сотрудников чеченского муфтията, местное духовенство в общем, потому что к ним действительно накопилось огромное количество претензий. Ибрагимов также поднимал вопрос по поводу временных браков, когда чеченские мужчины берут во вторые, третьи, четвертые жены девушек, а потом их возвращают родителям. В общем, это распространенная, к сожалению, практика, и Ибрагимов ее критиковал. Я думаю, что там было очень много других острых моментов в выступлении, и с этим, безусловно, связано его незаконное задержание. Он, собственно говоря, в своем фейсбуке прямо написал, где он провел четверо суток с момента задержания – в Октябрьском РОВД Грозного. Это незаконное задержание, незаконное лишение свободы, если говорить языком УК РФ. И я думаю, что это связано именно с его выступлением.

К творчеству Ибрагимова – а оно достаточно спорное, тут я ничего не могу сказать, – были неоднократно претензии. Но вот, например, сейчас все ссылаются на сюжет, который был в 2013 году по телеканалу «Грозный», там еще Дукваха Абдурахманов (бывший глава парламента Чечни. – РС) фигурирует, он умер прошлым летом, но вот тогда тоже Ибрагимова очень критиковали за его книги, они действительно содержат ряд вещей, которые можно посчитать разжигающими межнациональную рознь. Это было в 2014 году, и никаких репрессий в отношении Ибрагимова тогда не последовало.

–​ А что касается Хусейна Бетельгериева?

– Возможно, к Бетельгериеву возникли претензии по поводу его очень четкой позиции проичкерийской. Он сторонник Ичкерии в идеальном виде, в котором эта идея начиналась в 90-х, и он эти взгляды свои никогда не скрывал. Мне не удалось четко провести доказательную связь, но его взгляды могли послужить причиной его увольнения из Грозненского университета, где он заведовал кафедрой. Он очень хороший специалист, филолог, преподавал французский язык и преподает, надеюсь, и тем не менее, он был вынужден уволиться. Я думаю, что это другая немножко история, она не связана непосредственно с Дидиевым и Ибрагимовым, но это из той же серии публичных унижений.

Сначала похищение, а в случае с Бетельгериевым мы можем говорить о похищении – есть заявление, и начата проверка следственным управлением Следственного комитета Чечни по факту похищения именно Бетельгериева. Соответственно, похищение, незаконное удержание, принуждение людей к самооговору. Их заставляют говорить, что они что-то сказали неправильно, были не в себе, они каются, они понимают, что они что-то совершили, хотя они просто высказывают свою точку зрения. Но, видимо, свобода слова и свобода вероисповедания, свобода совести, в общем, любая свобода в Чечне не приветствуется. И я думаю, что именно с этим связаны все эти уже не первый раз происходящие унижения, практика публичных унижений людей, которые чем-то не угодили чеченскому руководству и его окружению.

–​ Пока еще неизвестно, где находится Бетельгериев?

– Сегодня в «Фейсбуке», в одном из постов, посвященном освобождению Ибрагимова и Дидиева, в комментариях пользователь «Фейсбука», чеченский активист Хеда Саратова сказала, что они вместе с адвокатом чеченским встречались с родственниками Бетельгериева, они знают о том, где он находится, и что скоро его отпустят, после того как покажут на телевидении так же, как показали Ибрагимова и Дидиева, то есть кающимся. Как я понимаю, там идет работа, чтобы и этот человек признал, что ничего не соображал и ошибался.

–​ Раньше было известно о том, что вот так задерживают, публично унижают людей, критиковавших режим Рамзана Кадырова, а сейчас незаконно удерживают публицистов, бардов… 

– Ну, вообще наезды или чистки, угрозы в адрес чеченской интеллигенции идут уже давно. За последние два года они просто очень сильно набрали обороты. Если вы посмотрите на состав госинститутов, там очень много сотрудников вынуждено было уволиться, в том числе из-за своих взглядов. Я просто знаю людей и знаю масштаб этого явления. Эта тенденция давно идет в Чечне, она очень жесткая, и людей контролируют уже абсолютно по всем параметрам. В Чечне те свободы, которые все-таки есть в России, уже не присутствуют, – считает обозреватель «Новой газеты» Елена Милашина.

Источник: www.svoboda.org

07.04.16.