Президенту Обаме стоит извиниться перед Миттом Ромни (Mitt Romney). И то же самое следует сделать избранному президенту Трампу.
В своем интервью Вольфу Блитцеру (Wolf Blitzer) 26 марта 2012 года г-н Ромни сказал, Россия, вне всяких сомнений, является «нашим геополитическим врагом номер один». Далее он пояснил: когда такие страны, как Иран и Северная Корея, пересекают линии, «когда Асад… истребляет собственный народ», а мы обращаемся в ООН в поисках способов их остановить, «кто всегда встает на защиту самых отъявленных злодеев? Это всегда Россия».
В ходе заключительных президентских дебатов предвыборной кампании 2012 года г-н Обама высмеял это утверждение г-на Ромни: 1980-е просят «вернуть им их внешнюю политику, потому что, вы же понимаете, холодная война завершилась более 20 лет назад».
Вот он, силлогизм г-на Обамы: холодная война завершилась, поэтому Россия не может быть нашим главным геополитическим врагом. Однако это является результатом ошибочных логических рассуждений и неверного эмпирического анализа. То, что было заметно уже в 2012 году, стало еще более очевидным сейчас: поскольку Владимира Путин считает, что распад Советского Союза стал, как он выразился в 2005 году, величайшей геополитической катастрофой 20 века, он старается любыми способами вернуть все в прежнее состояние. Его вторжение в Грузию, его захват Крыма, его роль в замороженном конфликте на востоке Украины — все это является частью безжалостно последовательной стратегии.
Пока г-н Обама колебался, не желая принимать решение по Сирии, Владимир Путин действовал. Пока он действовал, г-н Обама пророчил ему, что «попытка России и Ирана поддержать Асада затянет их в трясину». Однако г-н Путин спас г-на Асада и восстановил позиции России на Ближнем Востоке, закрепив за Россией зону влияния, простирающуюся от Ливана до Ирана.
Митт Ромни оказался прав. Президенту Обаме стоит признать, что он ошибся, а человек, над которым он одержал победу на выборах, оказался прав.
Хотя политика г-на Обамы в отношении России была слабой, обещания г-на Трампа — еще хуже. Избранный президент ясно показал, что агрессия России в Европе совершенно его не волнует. Мысль о том, что НАТО — величайший альянс демократий, когда-либо существовавший в мире, — имеет ценность, превосходящую его финансовый баланс, по всей видимости никогда не приходила ему в голову.
Когда речь заходит о внешней политике, г-н Трамп — это слон, который не понимает, что он находится в посудной лавке. Именно поэтому личность его кандидата на пост госсекретаря имеет такое большое значение.
Однако сигналы не слишком обнадеживают. Он оставил без внимания кандидатуру Боба Коркера (Bob Corker), председателя комитета Сената по международным отношениям, которого уважают по обе стороны и за кого в процессе утверждения проголосовали бы практически все. Он немного поиграл с Миттом Ромни, чьи взгляды на Россию, должно быть, были ему известны, и даже несколько раз выставил его перед камерами, но затем выбрал бывшего главу компании Exxon Рекса Тиллерсона (Rex Tillerson), чьи пророссийские позиции согласуются с его собственными.
Не удовлетворившись выбором друга Владимира Путина в качестве главного представителя США за рубежом, последние две недели г-н Трамп потратил на то, чтобы каким-то образом приглушить шум вокруг российского президента в США. Всем хорошо известно, что г-н Путин предпочитал г-на Трампа г-же Клинтон. И у него были на это вполне веские причины. Но когда разведка представила избранному президенту данные, указывающие на то, что Россия вмешалась в ход президентских выборов в США, он поставил под сомнение профессионализм и даже политическую непредвзятость ЦРУ.
Все это было бы смешным, если бы возможные последствия не были такими серьезными. Ядовитая смесь авторитаризма г-на Путина и его агрессивного национализма постепенно находит все больше сторонников в Европе и вдохновляет автократов по всему миру. Если он сумел вмешаться в ход демократических процессов в США, он может сделать то же самое где угодно.
Более того, президент России открыто презирает те законы и нормы, при помощи которых цивилизация пытается ограничить жестокость войны. Уничтожение Грозного должно стать тревожным сигналом для всего мира. После Алеппо о путинской России скажут то же самое, что сказали завоеванные бритты о римлянах: «Они создают пустыню и называют это миром».
Сближение со страной, которую возглавляет такой человек, будет огромной ошибкой — и позором. И республиканцы Сената должны этому помешать.
Источник: The Wall Street Journal, США
21.12.16.