В четверг оркестр санкт-петербургского Мариинского театра сыграл концерт в сирийском городе Пальмира. Сразу два российских телеканала транслировали акцию под названием «С молитвой о Пальмире». Российский президент Путин в видеообращении, которое транслировалось на большом экране перед античными развалинами, сказал о необходимости общей борьбы против терроризма. «Но на самом деле путинское послание было адресовано не присутствующим, а Западу», пишет политический обозреватель немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Фридрих Шмидт.
«Для Путина исключительно важно, чтобы Запад поверил в то, что он может быть партнером в борьбе с «Исламским государством» (запрещено в РФ. — Прим. ред.), а вместе с ним — и его вассал в Дамаске: меньшее зло по сравнению с презирающим цивилизационные ценности ИГИЛ», — подчеркивает Шмидт. Российский лидер использует «так называемое освобождение Пальмиры и пиликанье престижного оркестра для того, чтобы на Западе забыли, что сирийский диктатор и его покровители из Москвы снова убивали мирное население в Алеппо». В тот же четверг во время авиаудара по лагерю беженцев в городе Сармада погибли минимум 28 человек, говорится в статье.
«Кроме концерта, у Мариинки было еще и второе послание», — продолжает Шмидт: в первых рядах в оркестре сидел Сергей Ролдугин — тот самый виолончелист и друг Путина с юности, которого «Панамские документы» выставляют в качестве собственника офшорных фирм и счетов, через которые в недавнее время из России утекло 2 млрд долларов США. Поначалу Путин и российское ТВ не комментировали скандал, но затем Ролдугин был представлен в качестве мецената, который потратил все деньги якобы на покупку музыкальным инструментов для молодых российских талантов.
Ни о каком расследовании против Ролдугина по подозрению в неуплате налогов ничего не известно, равно как и о следствии против российского банка ВТБ, чья кипрская «дочка» без каких-либо поручительств выдала одному из офшоров Ролдугина кредит в 650 млн долларов (между прочим, по данным газеты «Ведомости», на эти деньги Ролдугин мог финансировать закупки всех импортируемых в РФ музыкальных инструментов в течение 13 лет).
«То, что зум камеры остановился именно на виолончели Ролдугина, стало знаком: Путин стоит за своих друзей, — комментирует автор. — И показанные по ТВ картинки фактически легитимировали коррупцию. От панамских офшоров — в освобожденную Пальмиру. Все это должно означать: «да закройте вы глаза на коррупцию, и тогда мы сможем победить ИГИЛ».
«Более того: поскольку российская властная элита боится любого недовольства коррупцией и непотизмом, а также действительно справедливых выборов, в России этикетка якобы затеянной западными странами «цветной революции» — а восстание против Асада, согласно прочтению Москвы, таковой и было — служит для маргинализации и даже частичного уничтожения оппозиции», — заключает Шмидт.