Президент России правит так же долго, как «вечный» советский лидер Леонид Брежнев. Путин хочет остаться у власти еще на шесть лет. Однако выхода из тупика, в который он завел страну, Путин предложить не может, констатирует автор статьи на сайте Neue Zuercher Zeitung Андреас Рёш.
«Нервозность среди представителей российской элиты продолжает нарастать», — пишет автор. И речь идет совсем не о намеченных на 18 марта президентских выборах, а об окончательном вердикте, который 29 января должны вынести американские власти относительно новых антироссийских санкций. «Штрафные меры направлены, с одной стороны, против представителей российского бизнеса, имеющих контакты с российским аппаратом спецслужб, с другой — Вашингтон планирует внести олигархов со связями в политических верхах в «черный список», который затем может послужить основой для дальнейших санкций. (…)
Американский закон целит тем самым в слабое место России: в противоречие, суть которого в том, что влиятельные представители страны ругают Запад за аморальность и коварство, однако не прочь делать там бизнес, уводить по-тихому деньги в иностранные офшоры, отправлять детей учиться в западные школы и наслаждаться всеми преимуществами американских больших городов. Эта двойная жизнь (…) теперь под угрозой», — говорится в статье.
«По сравнению с этим, — пишет автор, — мартовские выборы президента выглядят приятной прогулкой. То, что Путин будет переизбран, ясно уже сегодня. (…) Его основным врагом становится не один из многочисленных оппонентов на выборах, а апатия среди россиян, которая может привести к низкой явке».
«И если в условиях демократии переизбрание усиливает позиции политика, то Путин на подобный эффект рассчитывать вряд ли может», — говорится в статье. Собравшимся на его инаугурации, которая пройдет в мае в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца, будет ясно: «часы Путина тикают громче, чем когда бы то ни было». Что будет после четвертого срока Путина, не знает никто.
«То, что его часы тикают, бесспорно, известно и Путину. (…) Он доминирует в российской политике на протяжении 18 лет, включая и его рокировку с Дмитрием Медведевым, когда он в период с 2008 по 2012 год продолжал дергать за ниточки в качестве премьер-министра. В эту субботу Путин побьет рекорд, который вызывает неоднозначную оценку. Начиная с субботы он будет находиться у руля в государстве дольше «долгоиграющего» советского лидера Брежнева. (…) Брежнев поныне остается символом золотой эры стабильности, однако его имя связывают также со стагнацией и фатальной неспособностью к проведению реформ».
«Популярность Путина не должна маскировать то, что баланс его третьего срока выглядит печально: «тучные годы» остались в прошлом, экономика парализована. Если еще в 2008 году Путин мог демонстрировать впечатляющие показатели роста, составлявшие в среднем 7%, то с тех пор Россия пережила две рецессии и уступает теперь другим развивающимся странам. (…) Политическую остроту эта проблема приобретает еще и потому, что в стране растет число тех, кто оказался за чертой бедности: начиная с 2014 года сокращаются реальные доходы населения», — пишет автор, указывая на то, что корни проблемы лежат в основном в структурной слабости экономики страны.
«Это вынудило Путина поменять основы, на которых выстраивается его власть. Негласный общественный договор, заключенный властью с россиянами в 2000 году и основанный на отказе населения от политических свобод в обмен на рост благосостояния, больше не работает. Режим компенсирует его громогласным крайним национализмом, который подпитывает российскую тоску о возвращении статуса сверхдержавы. Если верить кремлевской пропаганде, которую то и дело лихорадит, Россия со всех сторон окружена врагами, одновременно с этим является бастионом в борьбе с декадансом Запада, украинским фашизмом и раковой опухолью в виде исламизма. Этот грубый замес приносит Путину успех. Аннексированный с наскока «священный» Крым наделил его чуть ли не статусом национального спасителя; военные успехи в Сирии, создание антизападного союза с Турцией и сенсационные хакерские атаки в США, похоже, убеждают домашнюю публику в том, что Россия снова обретает статус сверхдержавы», — повествует автор.
Путинской России грозят проблемы, с которыми страна уже сталкивалась в брежневскую эпоху: тогда СССР переоценил свои возможности, раздувая военный бюджет. «В России из-за военной сферы финансирование недополучают здравоохранение и образование», — констатирует автор.
«Поддержка Путина (…) маскирует тот факт, что его коррумпированное правительство стремительно теряет авторитет. И режиму не остается ничего, кроме как закручивать спираль репрессий, направленных против оппозиции и критически настроенных СМИ», — пишет издание.
«При всем при том, что Путин стал неприкосновенным правителем, он завел свою страну в тупик, как в политическом, так и в экономическом плане. (…) Экономическая стагнация, возможно, будет лишь нарастать — в том числе и потому, что Путин не сторонник реформ и может предложить избирателям лишь продолжение нынешнего курса. Нерешенный вопрос с преемником будет лишь обостряться: без кадровых и идейных обновлений кремлевский режим будет костенеть, к тому же на горизонте так и не появилось кандидатуры на роль преемника, который был бы способен, подобно Путину, уравновешивать противоборствующие силы внутри режима», — замечает автор публикации.
«Открытых выборов в этой ситуации не предвидится и потому, что весь кремлевский клан в случае смены режима должен будет опасаться уголовного преследования и потери наворованных богатств. Таким образом, заглядывая в 2024 год, российская элита скоро станет задаваться вопросом о том, зачем вообще что-то менять? Зачем начинать дебаты вокруг кандидатуры преемника, которые лишь дестабилизируют систему (…)? Вполне реалистичным сценарием, — считает автор, — остается намерение политической элиты снова сделать ставку на Путина. Изменить конституцию и отменить действующее ограничение по количеству президентских сроков — не большая проблема».
«Если кто и может поставить крест на политической карьере Путина, так это скорее собственная элита, да и то лишь в том случае, если путинский курс на самоизоляцию и стагнацию будет ощутимо вредить экономическим интересам верхушки. По этой цели бьют американские санкции, направленные против «олигархов», — однако их совсем недостаточно для того, чтобы Кремль почувствовал угрозу. В ближайшем будущем будет действовать лозунг, провозглашенный председателем Госдумы Вячеславом Володиным: «Путин — это Россия. Нет Путина — нет России», — резюмирует автор статьи.