В воскресенье вечером зрители российского государственного Первого канала увидели танец в исполнении Татьяны Навки и Андрея Бурковского, напоминает в своей статье в The Daily Beast журналистка Анна Немцова. По ее словам, был лишь один экстраординарный нюанс: «танцоры вышли на лед в гриме, который придавал им сходство с людьми, осунувшимися от голода, а также в полосатых робах узников нацистских концлагерей. На робы были нашиты звезды Давида».
«Скандал вспыхнул еще до того, как танцоры завершили свои двойные аксели. Но, как и во многих других российских историях, у этой есть несколько значений, в ней заложено несколько идей, скрытых между строк, возможны разные интерпретации. Начнем с того, что Навка — не обычная фигуристка. Она имеет гражданство России и США, а также является женой Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Владимира Путина», — говорится в статье.
«Ее имя перенесло фокус внимания, которое привлек «Холокост на льду» (как российские блогеры немедленно прозвали этот танец), на самую вершину кремлевской вертикали власти», — пишет автор. «Это выступление иллюстрирует уровень лицемерия и цинизма в эру позднего Путина, — сказал в интервью изданию Илья Яшин, лидер российской оппозиции. — Они сажают молодых девушек за решетку за танец тверк, который сочли неуважением к памяти тех, кто воевал на Второй мировой войне; но сегодня они ставят высший балл развлекательной танцевальной программе, в которой фигурируют символы Холокоста».
Автор отмечает, что Первый канал презентовал этот номер как нечто выдающееся и нормальное.
Со своей стороны, московский историк Ирина Щербакова сказала в интервью изданию: «Шоу было ужасным». «Оно продемонстрировало, насколько авторы лишены вкуса и глухи, так что в их понимании все что угодно, даже символы массового убийства шести миллионов человек, могут быть развлечением, могут продаваться за деньги», — пояснила она.
«Насмешка над Шоа случилась в особенно деликатный для российской историографии момент», — пишет Немцова. На прошлой неделе «Мемориал» опубликовал имена тех, кто служил в НКВД в 1935-1939 гг. — в период «Большого террора». Немцова комментирует: «Теперь каждый может выяснить, были ли его родственники палачами или жертвами».
«Но об этом акте транспарентности Кремль высказался громче, чем о безвкусном спортивном мероприятии», — продолжает автор. Песков раскритиковал «Мемориал» за публикацию имен, заявив: «Тема весьма чувствительная, очевидно, что здесь мнение расходится у многих — существуют диаметрально противоположные точки зрения». Немцова комментирует: «О номере своей жены он не имел такого мнения».
«Со своей стороны, Навка не может понять, почему люди ее раскритиковали», — пишет автор. В понедельник Навка заявила журналистам: «Меня удивляет, конечно, реакция. Наверное, люди не смотрели этот замечательный фильм, завоевавший на Каннском кинофестивале награды и получивший три премии «Оскар». Наш номер был на тему этого прекрасного фильма (речь идет о трагикомедии Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». — Прим. ред.)».