Журналист The Washington Post Уильям Уан сообщает о результатах двух исследований, посвященных явлению «коллективного нарциссизма».
В рамках одного из них исследователи попросили более 2,8 тыс. американцев ответить на вопрос, в какой мере их штат внес вклад в историю США. Универсальным в ответах оказалось преувеличение собственной значимости, своего рода избирательная память сообщества и самомнение, которое психологи только начинают изучать и называют «коллективным нарциссизмом».
В ходе второго исследования некоторые из тех же ученых применили этот поход в глобальном масштабе. Они спросили жителей 35 стран, каков вклад их страны в мировую историю. Результаты показали еще более сильное проявление коллективного нарциссизма, пишет корреспондент.
«Даже жители занявшей последнее место Швейцарии, знаменитой своим нейтралитетом, полагали, что их страна внесла свою лепту в 11,3% мировых событий, — говорится в статье. — Сравнительно небольшие страны непропорционально высоко оценивали собственную значимость. Малайзийцы считают, что внесли вклад в 49% событий мировой истории. Португалия заявила о 38%, Канада — о 40».
США оказались в середине списка с 29,6% — позади Перу, Болгарии и Сингапура. «Главным в мире нарциссом, согласно исследованию, стала Россия, жители которой в среднем считали, что их страна внесла вклад в 60,8% событий мировой истории», — сообщает Уан.
Поразительный результат сопоставим и с другими исследованиями. «Антрополог и эксперт по коллективной памяти Джеймс Верч сравнивал, насколько по-разному русские и американцы видят свой вклад во Вторую мировую войну. В ответ на просьбу назвать важнейшие события этой войны американские студенты неизменно упоминали Перл-Харбор и высадку в Нормандии. Российские студенты, напротив, называли такие события, как битва за Сталинград и битва за Москву. Совпадений между двумя группами практически не было», — пишет газета.
Психолог Новой школы в Нью-Йорке Уильям Херст, не имеющий отношения к этим двум исследованиям, прокомментировал: «На каком-то уровне можно сказать, что нарциссизм и коллективная память — это плохо, потому что они могут поощрять расизм, национализм и ксенофобию. Можно спросить, зачем мать-природа вообще дала нам такого рода память. Но в ней есть и преимущества. Это то, что способствует общности в понимании нашего прошлого, которое лежит в основе нашей идентичности как страны или как народа».