Ливия снова оказалась в центре внимания СМИ, но не по причине разрухи, нищеты, массовых убийств и насилия, в которые оказалась ввергнутой эта страна, после того, как в 2011 году НАТО уничтожила ее государственность, убив за семь месяцев около 30 тысяч мирных граждан. Сейчас на нее возлагают ответственность за теракты, совершенные в мае в Манчестере и Египте и унесшие десятки человеческих жизней.
Можно подумать, что страны НАТО не несут никакой ответственности за то, что превратили Ливию в еще один рассадник терроризма! После бесконечной лжи об устроителях терактов доверие к западным странам опустилось до нулевой отметки. Согласно последним данным, за терактами 11 сентября 2001 года стояла Саудовская Аравия, а вовсе не талибы и Бен Ладен, и уж тем более не Ирак.
Готовят мировое общественное мнение к новой военной агрессии против Ливии? Несмотря на то, что Совет моджахедов, филиал ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим.ред.), состоявшийся в Дерне (Киренаика), опроверг свое участие в убийстве 29 коптов 27 мая, египетская авиация подвергла местность бомбежке, в результате чего погибли около двадцати человек. Защита представителей религиозных меньшинств также не значилась среди приоритетов президента Аль-Сиси. Копты являются в Египте объектом ежедневных нападений со стороны крайне правых исламистов, пользующихся абсолютной безнаказанностью.
Ливия продолжает оставаться несостоявшимся государством
После уничтожения ливийской государственности Североатлантическим союзом в 2011 году и убийства прогрессивных деятелей политики, культуры и права, политический сценарий в Ливии находится под контролем нижеприведенных правых сил, поделивших между собой страну, причем вовсе не обязательно в соответствии с историческими традициями:
1. Правительство национального единства, созданное под эгидой ООН в 2015 году, принадлежит Братьям-мусульманам. Оно расположилось в Триполи, во главе его стоит Фаиз Саррадж. Правительство контролирует Центробанк и пользуется особой поддержкой Катара, Турции и Судана.
2. Правительство маршала Халифа Хафтар, главнокомандующего Вооруженными силами Ливии, расположено в Тобруке, на востоке страны. Выступает против исламистов и пользуется поддержкой России, ОАЭ и Египта.
3. Разномастные группы исламистов: Исламская борьба (создана при поддержке НАТО в 2011 году), «Хизб аль Ватан», возглавлявшаяся Абдель Хакимом Белхаджем (после сближения Каддафи с Западом он был похищен в 2004 году в Бангкоке агентами ЦРУ и MI6 и передан ливийским властям), «Ансар аш-Шариа» и «Рассвет Ливии» (организации запрещены в РФ — прим. ред.) контролируют Бенгази, центральную часть, западную и южную часть Ливии, где проживает большая часть населения.
Все они борются за установление контроля над Триполи и главными нефтяными портами страны. Проект восстановления Ливии, разработанный ООН и Сарраджем, потерпел неудачу ввиду слабости Правительства национального единства и нежелания Халифы Хафтара взаимодействовать с ним. Возможно, он думает, что при помощи России сможет завоевать всю страну (точно так же думал Башар Асад). Он не знает, что одной из причин, по которым НАТО разрушила Ливию, было желание превратить ее в мини-государства, чтобы иметь возможность более плотно контролировать их (то же самое альянс сделал с Суданом в 2011 году, а до этого — с Югославией).
Правительство Сарраджа контролирует малую часть страны и неспособно объединить ее. То обстоятельство, что оно пользуется поддержкой ООН, не меняет положения дел, и мировые державы изучают другие возможности выхода из ливийского кризиса.
Россия возвращается в Ливию
В последний раз ливийский лидер посещал Кремль в апреле 1981 года. Каддафи тогда принимал Леонид Брежнев, возобновивший поддержку противников египетско-израильского мирного договора. Сейчас Москва приглашает маршала Хафтара обсудить будущее его страны.
Этот офицер, начавший свою военную карьеру в 60-х годах, а затем ставший агентом ЦРУ, реорганизовал остатки ливийской армии и стремится занять пост «Брата лидера» Каддафи. Объявив войну своим соперникам, он захватил важнейшие нефтяные порты страны Сидру (Sidra) и Рас Лануф (Ras Lanuf) и продолжает расширять зону своего влияния.
Ливия представляет интерес для России.
В силу своего географического положения на Средиземном море. Если России удастся разрешить ливийский кризис и обеспечить стабильность в этом районе, то Евросоюз будет ей благодарен. Для Москвы хорошие отношения с Европой крайне важны, и Ливия может стать путем для достижения этой цели.
Наличие союзников в Триполи даст Москве возможность влиять на миграционные потоки в ЕС, а в итоге и на весь Запад. Начиная с 2011 года, около 14 тысяч мигрантов утонули в водах, отделяющих Ливию от Италии. Ливия сейчас является главной страной мира, где происходит продажа порабощенных мигрантов.
Россия сможет открыть военно-морскую базу в Ливии.
Ливия обладает крупнейшими запасами углеводородов в Африке и представляет собой конкурента в области поставок газа в Европу.
Поскольку укрепление отношений с Ливией является составной частью усилий России по возвращению в Северную Африку, она также развивает связи с Египтом, Тунисом и Алжиром.
Кремль поддерживает отношения с Триполи через МИД, а контакт с маршалом Хафтаром установил через министерство обороны. Москва намерена объединить Ливию под его руководством.
У Евросоюза нет готового плана, но…
У Евросоюза нет согласованной политики по отношению к Ливии. С одной стороны, Франция и Италия конкурируют с Россией в стремлении привлечь на свою сторону Халифу Хафтара. Они хотят ввести его в состав Правительства национального единства (можно подумать, предлагают рассмотреть возможность будущего государственного переворота!).
Боятся, что Хафтар, будучи гражданином США, заручится поддержкой Трампа и Путина и отвернется от ЕС. Хотя вероятнее всего, что президент США, которому нужна громкая война, нанесет удар по Ливии, спровоцировав миграцию новых десятков тысяч детей, мужчин и женщин в ЕС.
С другой стороны, такие страны как Мальта предупреждают об опасности поддержки ливийского маршала, потому что это может привести к гражданской войне и вызвать очередной кризис беженцев. Посол США при ЕС Энтони Гарднер (Anthony Gardner) выступает против сотрудничества с Россией в Ливии, в том числе и потому, что его беспокоит сближение Москвы и Брюсселя.
Себастьян Горка (Sebastian Gorka), бывший советник по вопросам национальной безопасности при Дональде Трампе, вынужденный уйти в отставку за связь с неонацистскими группировками, утверждал, что ливийский кризис вызван расколом страны на восточную и западную часть. Балканизация Ливии как раз и была одной из семи причин устранения Каддафи.
В то время, как мировые державы решают судьбу Ливии, растет недовольство отсутствием безопасности, нехваткой продовольствия, отключениями воды и света, инфляцией и отсутствием основных услуг. По данным ООН, около половины населения мира нуждается в срочной гуманитарной помощи.
Убийство 145 военнослужащих и мирных жителей, поддерживавших Хафтара, силами Правительства народного единства 20 мая этого года, показывает, насколько далека перспектива объединения Ливии, скатывающейся в гражданскую войну.
Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) сказал, что действия альянса в Ливии стали самыми успешными за всю его историю. Уничтожить предварительно разоруженную страну, расправиться с главой государства и убить с помощью бомбежек тысячи мирных граждан — позорное и подлое дело. Нынешняя разруха в Ливии является следствием преступной интервенции Североатлантического союза. Кое-кто в ЕС, похоже, понял, насколько глупым было свергать полковника Каддафи.
Источник: Publico.es, Испания
07.06.17.