Россия отправляет десятки тысяч своих солдат на военные базы вблизи украинской границы и проводит внезапные военные учения, заставляя своих соседей бояться неизбежного вторжения.
Однако эти страхи неоправданно преувеличены по одной простой причине, о которой все, очевидно, забывают: украинские вооруженные силы сегодня очень сильно отличаются от полуразвалившейся и деморализованной армии Украины в 2014 году.
В 2014 году промосковское правительство Украины во главе с Виктором Януковичем было вынуждено уйти из власти в связи с тем, что страна решительно заявила о своем намерении сблизиться с Западом. В ответ на это Россия захватила Крымский полуостров и разожгла антиправительственное восстание на юго-востоке Украины. Кремль полагал, что новое правительство Украины быстро согласится с тем, что ему необходимо остаться внутри сферы влияния России. Однако новые власти в Киеве проявили упрямство.
Между тем, украинские вооруженные силы были в тот момент очень слабыми. Каждый раз, когда, казалось, войска Киева готовились совершить какой-то прорыв в Донбассе, Россия отправляла туда своих военных и отражала их наступление.
Но это было тогда. Отчасти благодаря помощи США сегодня армия Украины выросла в размерах, окрепла и подготовилась к борьбе. Если бы Путин сейчас решился на масштабную операцию, он получил бы гораздо более серьезный отпор по сравнению с тем, на что он рассчитывает.
Русские это знают, поэтому их военные маневры рассчитаны исключительно на то, чтобы усилить политическое давление на Киев — и подготовиться на тот случай, если однажды Украина почувствует себя достаточно сильной для того, чтобы отвоевать Донбасс силой.
В 2014 году состояние украинской армии было плачевным
После двух десятилетий нехватки финансирования и коррупции промышленных масштабов украинская армия была отсталой, раздробленной и деморализованной. Подавляющее большинство военнослужащих были вынуждены обходиться советским оборудованием, произведенным в 1990-е или даже 1980-е годы.
Затем, когда в 2014 году режим президента Виктора Януковича был свергнут, в рядах высшего военного командования начался раскол, вызванный внутренними разногласиями. Кроме того, стало ясно, что внутри украинской армии огромное множество российских агентов и сторонников.
Все это объяснят, почему украинская армия не стала воевать, когда российские «зеленые человечки» — диверсанты, высадившиеся на Крымском полуострове, не имея при себе никаких опознавательных знаков, чтобы Москва могла притвориться, что в Крыму нет ее солдат — захватывали контроль над полуостровом в 2014 году. (Более того, глава украинского ВМФ бежал.)
Хотя на бумаге численность украинской армии составляла 125 тысяч солдат, по словам тогдашнего исполняющего обязанности министра обороны Украины адмирала Игоря Тенюха, «только шесть тысяч были готовы пойти в бой».
Это также объясняет, почему в самом начале войну против российских посредников в Донбассе в основном вели разношерстные военизированные отряды, которые зачастую финансировались местными олигархами или из средств, собранных населением.
Некоторые из этих отрядов оказались абсолютно неэффективными, хотя многие сражались неистово и храбро. В любом случае эти отряды заполнили ту пустоту, которая возникла в 2014 году, когда регулярные войска Украины не были готовы к активным боевым действиям. Официально подчинявшиеся министерствам внутренних дел или обороны, на практике эти отряды были фактически независимыми частными армиями.
Со временем ситуация в Киеве стабилизировалась, и к началу 2015 года они фактически уже были интегрированы в регулярные вооруженные силы, хотя и не без определенной доли упрямства в некоторых случаях.
В целом, хотя 2015 год начался для Украины плохо — с разгрома и кровавой битвы за Дебальцево — именно в том году ее вооруженные силы начали крепнуть.
Сегодня украинская армия стала больше, сильнее и опытнее
Сегодня численность украинской армии составляет 250 тысяч человек, из которых только 40 тысяч — гражданские лица. 75% солдат — это добровольцы, и, поскольку у Киева возникают трудности с набором призывников, эти добровольцы являются центральным звеном армии.
Примерно 50 тысяч солдат размещены по периметру зоны «антитеррористической операции» — именно так Киев называет Донбасс — и в случае необходимости власти смогут перебросить в эту зону еще примерно 50 тысяч человек. Кроме того, у Украины есть полувоенные формирования, прикрепленные к Министерству внутренних дел, пограничные войска и Служба безопасности Украины — вместе это около 40 тысяч человек.
Есть еще резервные войска численностью около 80 тысяч, которые Киев может мобилизовать в случае начала полномасштабной войны, а также около 15 тысяч бойцов ОМОНа, милиции быстрого реагирования и офицеров милиции, которых тоже можно будет перебросить в зону боевых действий в случае необходимости.
Однако дело здесь не только в численности войск. Сегодня Украина тратит более 2,5% своего ВВП на оборону — до войны эта цифра составляла 1%. Разумеется, это 2,5% от весьма скромного ВВП, однако этот факт многое говорит о приоритетах украинского правительства.
За это время Украина многому научилась. Теперь она может с полным правом заявить, что ее вооруженные силы — это единственная армия в новейшей истории, которая сражалась в танковых боях против россиян, и она на своем опыте убедилась, каких успехов Россия достигла в применении беспилотников и средств электронной войны.
Хотя американцы и европейцы давали украинцам массу ценных советов, они признают, что те извлекли множество уроков из боев на передовой.
Помимо военной подготовки США предоставили украинцам всевозможное несмертельное военное оборудование, от бронежилетов и приборов ночного видения до армейских вездеходов. В общей сложности Вашингтон предоставил Украине военную помощь на сумму более чем в 117,5 миллиона долларов. Кроме того, Вашингтон все еще рассматривает возможность отправить Украину оружие, такое как противотанковые ракетные комплексы «Джавелин», в том случае, если Москва пойдет на эскалацию конфликта.
Вторжение России быстро перерастет в кровавый тупик
Стоит отметить, что противостоять наступлению России будет не совсем армия. Но это будет военная сила, которая очень отличается от того, что было в распоряжении Украины в 2014 году.
Сегодня украинская армия в гораздо большей степени похожа на силу, которая способна воспользоваться преимуществом обороняющейся стороны, чтобы сдержать наступление России. Киев — он заинтересован в том, чтобы преувеличивать угрозу, чтобы продолжать получать помощь от иностранных государств — заявил, что Москва собрала в Крыму 40 тысяч военнослужащих, которых можно использовать в качестве сил вторжения. Это, скорее всего, преувеличение, однако Украина способна отправить на защиту не менее мощные войска, не тронув другие свои формирования в регионе.
Даже если россияне смогут прорваться, у них не получится сделать это быстро и легко. Россияне зачастую прибегают к массированным и интенсивным артиллерийским обстрелам, но смогут ли они поддерживать такую многочисленную армию на протяжении долгого времени, остается вопросом.
Это будет настоящая война, а вовсе не быстрый «свершившийся факт». Москва окажется втянутой в военное противостояние на чужой территории — захватить участок гораздо проще, чем потом удерживать его и восстанавливать там мир — и столкнется с новой порцией западных санкций. Если что-то и может убедить Вашингтон в необходимости предоставить Украине смертельное оружие, в частности зенитные и противотанковые комплексы, то это именно такое наступление России.
Россияне это знают. Свидетельств того, что они планируют полномасштабное наступление, ничтожно мало. Скорее всего, они просто отвечают на рост военного потенциала Киева. Как сказал Майкл Кофман (Michael Kofman) из Центра Уилсона, Москва, «вероятнее всего, боится повторения „хорватского сценария“, поскольку Украина может окружать сепаратистские республики и укреплять свою армию, чтобы потом, через несколько лет, разгромить их».
Через несколько лет — возможно, именно так Москва сейчас и оценивает войну в Донбассе. Россия полагала, что это будет быстрая военная кампания, короткая демонстрация силы и возможных последствий, после которой политические власти Украины сдадутся и признают Украину частью сферы влияния России.
Но украинцы отказались сдаваться, и сегодня их армия выглядит гораздо более внушительной. Армия России, несомненно, больше и сильнее, однако ее силы разбросаны по самым разным уголкам России и мира — от зон боевых действий в Сирии до границ с Финляндией и Северной Кореей.
Пока Россия отправляла на Украину только профессиональных солдат. Однако в целом российская армия на половину состоит из призывников, и даже те россияне, которые убеждены в неправоте Киева, не хотят, чтобы их сыновья и братья возвращались домой в мешках для трупов.
Поэтому хорошие новости заключаются в том, что, несмотря на множество заявлений о возможном вторжении России на Украину, Москва уже, скорее всего, отказалась от своего стремления выиграть эту войну военным способом.
Однако плохая новость заключается в том, что Москва пока не готова признать свое поражение. Вместо этого она продолжает оказывать давление в надежде окончательно истощить Украину. Если не произойдет никаких существенных политических перемен, вероятнее всего, текущий кровавый статус-кво — не совсем война, но и не мир — будет сохраняться в обозримом будущем.
Марк Галеотти — старший научный сотрудник Института международных отношений в Праге, внештатный научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям и директор Mayak Intelligence.
03.09.16.