В криминалистике и вообще в теории расследований действует правило, которое выражает латинское изречение «Cui prodest» – «Кому выгодно?».
Когда не сразу видно, какие политические группы или личности продвигают данные меры или кто стоит за какими-то событиями, следует всегда ставить вопрос: «Кому выгодно?». Конечно, это правило не абсолютно и применять его можно далеко не всегда.
Иногда события случаются сами по себе, «в силу вещей», иногда бывает несколько выгодополучателей, а не только сам «заказчик», иногда все вообще идет не так, как запланировано…
Но, тем не менее, забывать о правиле «Cui prodest» не нужно никогда.
Особенно когда дело касается диктаторских режимов, и особенно – режима Путина. Кремлевский диктатор имеет явную страсть к ударам из-за угла и прочим «гибридным операциям», которые были приняты в обществе «питерских подворотен». Напомню, именно там, по его же словам, произошло становление нынешнего главы русского мира.
Действовать в цивилизованных рамках у него не получается совсем, хоть какие-то успехи путинский режим может достигнуть только применяя технику «плаща и кинжала».
И если с позиций принципа «Кому выгодно?» мы взглянем на последние события в Турции – на неудавшийся военный переворот и реакцию на него Эрдогана, то с удивлением увидим, что с каждым днем все более проясняется поразительный факт: главным выгодополучателем от турецких событий становится именно Путин.
События в этой стране в последние дни начали развиваться по сценарию, который ранее мало кто мог предположить.
То, что в Турции может произойти попытка переворота – в общем, было довольно предсказуемо. Военные за последние десятилетия произвели там пять переворотов, и Эрдоган давно вступил в конфронтацию с армией. Тем более, что его усилиями Турция целенаправленно превращается из демократии в авторитарную диктатуру – а во время такого перехода военные решения далеко не редкость.
Но вот то, как Эрдоган прореагировал на переворот – стало неожиданностью.
Обычно в подобных случаях диктатор уничтожает своих оппонентов, вознаграждает тех, кто остались ему верны – в первую очередь военных, укрепляет внешние союзы.
Эрдоган ж начал тотальный разгром главных институтов своей страны, к тому же вступив в конфронтацию со своим главным союзником, который безоговорочно поддержал его в ходе переворота – с США.
Большая часть армии и почти вся полиция не поддержали мятежников.
Тем не менее, Эрдоган начал там тотальную чистку силового блока. В отставку или за решетку отправлены все судьи и прокуроры, под арестом даже двое членов Конституционного суда, были уволены восемь тысяч полицейских, хотя именно полиция остановила заговорщиков, все профессора и ректоры всех университетов, тотальной зачистке подверглись и другие группы – всего около 60 тысяч военных, полицейских, судей, госслужащих и учителей были отстранены от должностей, задержаны или находятся под следствием.
Самое же главное – Эрдоган начал целенаправленно уничтожать турецкую армию как класс, как общественный институт. Арестовано более ста турецких генералов и адмиралов – более трети их общего числа. Хотя почти никто из них не принимал участие в мятеже. Многие из генералов были избиты при аресте.
Арестован даже Главный военный советник самого Эрдогана. Причем арестованы большей частью именно боевые генералы, командующие армиями, родами войск, и те, кто вел военные действия против курдских повстанцев – самая боеспособная часть армии. Идет тотальный разгром ВВС, именно летчиков Эрдоган назвал главными организаторами мятежа.
Турецкий президент обостряет отношения и с США, в адрес Америки звучат почти неприкрытые угрозы.
Напомню, что армия Турции является второй по мощи армией НАТО после американской. Турецкую армию можно сравнить по мощи со всеми остальными европейскими армиями НАТО вместе взятыми. Причем армия США находится за океаном, а армия Турции – прямо у границ России, и самая сильная ее группировка развернута именно в её направлении, у бывшей советской границы.
Турецкие ВВС – мощная сила. Они превосходят боевые возможности российской авиации, вооружены самым современным оружием, в том числе самыми современными натовскими системами противодействия российским ракетам земля – воздух. При желании турки могли бы уничтожить российскую группировку в Сирии с воздуха за считанные минуты, пресловутые российские СС-400 вряд ли проблема для сил НАТО. Израиль, во всяком случае, знает, как их подавлять, что было продемонстрировано на практике. НАТО, видимо, знает тоже.
Версии Турецкие ВМФ – по признанию самих же российских адмиралов в пять (5!) раз превосходят по мощи Черноморский флот и средиземноморскую эскадру РФ.
Но, что мы имеем буквально через несколько дней после провала путча?
А имеем мы то, что вторая по мощи армия НАТО, дислоцированная у границ РФ и даже уже имеющая опыт боестолкновений с российской армией – эта армия практически прекратила свое существование!
Самые боевые ее генералы в тюрьме, тысячи солдат и офицеров ее боевых частей – или в тюрьме или уволены. ВВС практически разгромлены, значительная часть боевых летчиков, имеющих бесценный боевой опыт – под арестом. Арестваны, между прочим, и два пилота, сбивших российский бомбардировщик.
Что касается военно-морского флота, то, в добавок к арестам многих адмиралов и офицеров, авторитетная британская газета The Times сообщила, что 14 кораблей ВМС Турции просто не вернулись на базу с момента переворота 15 июля, и где они находятся – не ясно. По некоторым сообщениям – в портах Греции, турецкие истребители безуспешно ищут их – но ясно то, что для флота РФ угрозы они более не несут.
Кто может потирать руки от радости при таком неожиданном повороте событий? В первую очередь Путин. Такого ослабления НАТО он не мог достигнуть ни при каких обстоятельствах, попытайся он это сделать военным путем – армия РФ была бы разгромлена в пух и прах. Путин не мог ожидать такого даже в самом сладком сне.
Или все же мог?
21 июля иранское агентство Fars распространило сообщение, перепечатанное многими мировыми СМИ. Согласно этим данным, именно Россия предупредила президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о готовящемся военном перевороте за несколько часов до его начала. Об этом рассказали дипломатические источники в Анкаре.
Российские разведчики предупредили Национальную разведывательную организацию Турции (MIT) о готовящемся военном перевороте.
По словам турецких дипломатов, находящаяся в регионе российская армия перехватила переговоры военных и раскодировала радиосообщения, в которых говорилось о готовности турецкой армии начать переворот и о том, что был дан приказ нескольким военным вертолетам направиться к отелю Эрдогана в Мармарисе с целью его ареста или ликвидации.
На авиабазе Хмеймим в Сирии, где находятся ВКС России, есть системы, годные к перехвату подобных сигналов.
Высокопоставленные чиновники в Анкаре, в том числе и в армии, подтвердили, что национальная разведка проинформировала их о подготовке военного переворота примерно за пять часов до его начала.
Иранское агентство Fars – мощное и известное информагентство, однако оно имеет неоднозначную репутацию. Оно контролируется и финансируется Корпусом стражей Исламской революции (КСИР) — то есть служит интересам иранских спецслужб, информагентству неоднократно приходилось опровергать сообщенную им ранее информацию. То есть безоговорочно доверять его сообщениям нельзя.
Но в данном случае иранцы цитируют турецких дипломатов, и опровержений со стороны Анкары не последовало.
Подведу итоги. Вот какой пазл складывается из этой информации и имеющихся фактов.
Российская разведка знала о готовящемся перевороте заранее. Это как минимум. Как максимум – сама же помогла его организовать. Путин после разрыва отношений с Турцией публично угрожал принять жесткие «ассиметричные» меры. То есть российская разведка вполне могла установить контакты с недовольными турецкими военными и побудить их к мятежу, обещая помощь. Выглядело бы это вполне естественным.
В любом случае – участвовали русские в организации переворота или только наблюдали за ней – они наладили прослушку переговоров турецких военных и сдали Эрдогану всех заговорщиков с их планами, именами и позывными, имея при этом возможность обвинить в заговоре вообще всех толковых турецких офицеров.
Делая это, они правильно рассчитали, что Эрдоган обезглавит армию и фактически сам разгромит ее.
Кроме того, безнадежно испортятся отношения с Америкой. Эрдоган потребует выдачи своего оппонента Гюлена, живущего в США, которого турецкий президент объявил, скорее всего беспочвенно, в организации мятежа. Эрдоган уже намекнул, что если США не исполнят это требование, отношения между двумя странами очень сильно испортятся. Вплоть до того, что Турция начнет считать США своим врагом. Но Обама, даже если захочет, не сможет выдать Гюлена без решения суда, получить которое вряд ли возможно.
То есть пара недель – и ни от второй по мощи армии НАТО, ни от военного взаимодействия США и Турции, ни от единства НАТО на южных рубежах России – ничего не остаётся.
А теперь давайте снова зададим приведенный в начале статьи вопрос: «Cui prodest» – «Кому выгодно?».
Источник: ru.tsn.ua
25.07.16.