Брюссель — Россия внезапно начала готовиться к полномасштабной войне на Украине, но чего на самом деле хочет ее президент Владимир Путин?
«Случится или нет? Подождем, увидим. На Западе не знают, что с этим делать», — именно так 2 апреля обрисовал ситуацию военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. Когда журналисты российского издания «Росбалт» спросили его, почему Кремль может хотеть развязать войну, он ответил: «Такой вопрос адресуйте психоаналитику». «Факты налицо, все уже происходит», — добавил он. «Война через месяц <…> В начале мая все будет готово», — сказал Фельгенгауэр.
Это свое интервью он дал после того, как на прошлой неделе Путин неожиданно начал стягивать российские войска к украинской границе. Путин также отправил четыре военных корабля Балтийского флота через Ла-Манш в Черное море в качестве подкрепления. По словам Фельгенгауэра, у России есть «ударная танковая бригада, готовая прорваться» со стороны оккупированного Россией Крымского полуострова. И она [Россия] тайно контролирует две дивизии на оккупированном Россией востоке Украины — «Народное ополчение Донбасса» и «Народную милицию Луганска».
Стягивание российских сил к границе происходит на фоне всплеска боевых действий у линии соприкосновения на востоке Украины, что может послужить предлогом для интервенции. И происходящее очень сильно тревожит Брюссель. «По данным нашей разведки, Россия [готовится] развернуть регулярные части вооруженных сил Российской Федерации [на востоке Украины], ссылаясь на необходимость защитить российских граждан [живущих там]», — сказал посол Украины при Евросоюзе Николай Точицкий. «Нельзя исключать вероятность того, что Россия предпримет попытку продвинуть свои оккупационные войска вглубь Украины», — добавил он.
«Евросоюзу необходимо сохранять бдительность, быть готовым действовать и помогать своим партнерам [на Украине]», — сказал министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис (Gabrielius Landsbergis) в своем интервью. «Я боюсь, что может случиться нечто плохое», — добавил один дипломат Евросоюза. «Провокация со стороны России, после которой Россия обвинит Украину в агрессии — грузинский сценарий», — продолжил этот дипломат, упомянув о войне в Грузии 2008 года, когда российские танки практически захватили Тбилиси.
Кремль почти никак не объяснил причины мобилизации российских войск. «Мы это делаем, потому что можем», — именно так Фельгенгауэр суммировал смысл заявлений российских властей. «Молчание России кажется мне очень пугающим и красноречивым», — отметил один офицер разведки из страны-члена НАТО. По мнению Точицкого, в конечном счете Путин хочет вновь завоевать Украину. «Восстановление Российской империи никогда не будет полным без Украины. Это мечта Путина», — объяснил он свою точку зрения. По мнению Фельгенгауэра, Путин может попытаться захватить такие украинские порты, как Бердянск, Мариуполь и Одесса, отрезав Украину от моря.
Путин может даже проложить коридор, ведущий в Приднестровье — оккупированный Россией регион Молдавии. «А может начать договариваться с Западом, как Путин обычно делает», — сказал Фельгенгауэр в интервью изданию «Росбалт».
Теневой кукольный театр?
Если отвлечься от самого страшного сценария, вполне возможно, Путин просто пытается напугать Европу и Украину, чтобы заставить их пойти на некоторые уступки. Также возможно, что Путин проверяет на прочность новую американскую администрацию президента Джо Байдена.
С точки зрения Джейми Ши (Jamie Shea), бывшего высокопоставленного чиновника НАТО, путинское «бряцание оружием» призвано вынудить Киев предоставить марионеточным режимам в оккупированных восточных областях Украины «особый статус» и особые полномочия. По словам Ши, Кремлю хотелось бы, чтобы «Франция и Германия оказали давление на [президента Украины Владимира] Зеленского <…> Поэтому он пытается создать впечатление, что альтернатива, то есть война, — это вполне реальный вариант» развития событий. Ши добавил, что Путин также хочет «с самого начала испытать степень решимости администрации Байдена касательно Украины». «Готова ли Америка к обострению, или же она будет придерживаться статуса кво? Может ли угроза полномасштабного конфликта увеличить или уменьшить объемы военной помощи, которую Соединенные Штаты оказывают Киеву?» — рассуждал Ши. Однако он добавил, что, даже если Путин захочет, ему может быть трудно захватить часть территорий Украины силой. «Сопротивление будет гораздо сильнее, и долгосрочные издержки для России окажутся еще выше. За это время украинская армия в значительной мере окрепла и обрела необходимый боевой опыт», — сказал Ши, имея в виду семь лет боевых действий на востоке Украины.
Между тем что бы ни произошло дальше, побочным эффектом будет обесценивание санкций Евросоюза. Кроме того, будущие события могут отвлечь внимание международного сообщества от судьбы таких российских оппозиционных активистов, как Алексей Навальный, который находится в тюрьме и чье состояние здоровья продолжает ухудшаться. Евросоюз ввел санкции против десятков российских чиновников в связи с войной на Украине, нарушениями прав человека, применением запрещенного химического оружия и кибератаками. Кроме того, Евросоюз ввел ограничения на ведение бизнеса с некоторыми российскими банками и энергетическим компаниями.
Комариные укусы
Тем не менее, те санкции, которые Евросоюз ввел в связи с приговором Навальному, выглядят скорее как «комариные укусы» по сравнению с тем, что Россия угрожает развязать настоящую войну в Европе. Именно такое мнение выразил Константин Елисеев, бывший советник президента Украины и посол в Евросоюзе, в беседе с EUObserver. По словам Елисеева, если бы Путин боялся, что Германия свернет проект строительства газопровода «Северный поток — 2» или что Евросоюз отключит Россию от международной платежной системы SWIFT, он подумал бы дважды.
Однако, по словам Елисеева, который в настоящее время руководит аналитическим центром New Solutions Centre в Киеве, самая эффективная контрмера — это если Евросоюз предоставит украинскому народу «возможность стать его членом» и если НАТО поддержит Украину, включив ее в План действий по подготовке к членству в этом альянсе. «Это станет огромным провалом для Путина, подобным решению предоставить автокефалию Украинской православной церкви, которое стало для России одним из главных провалов столетия», — отметил Елисеев, упомянув об отделении украинской церкви от российской в 2018 году. Будущее покажет, знают ли страны Евросоюза и администрация Байдена, что нужно делать с Путиным.
В любом случае, по словам Ши, «предоставлять План действий по вступлению в НАТО пока рано». «Союзники захотят увидеть больше реформ на Украине — реформ, направленных на борьбу с коррупцией и перестройку судебной системы, — а также более стабильную обстановку в регионе», — сказал Ши. Он добавил, что пока послы стран НАТО выступили с «жестким» словесным предупреждением в адрес России: «Альянс демонстрирует свою приверженность идее поддержки Украины, одновременно призывая к сдержанности и не стремясь к эскалации»
06.04.21.