Я русская, живу совсем в другой стране. Так же, как и сами россияне, смотрела телевизор, слушала радио. И верила всему. В течении долгого времени много говорили про Чечню. Плохо говорили. Рассказывали всякие ужасы про похищенных людей. Взятых заложников. Взрывы.
Президент просто не мог поступить по-другому, он обязан был, просто был обязан ввести туда войска и начать антитеррористическую операцию. Он должен был спасти русских. Я такое слышала каждый день и верила. А что мне еще оставалось?
Но потом я стала интересоваться подробнее. Появился интернет. Тут тоже была информация про террористов, экстремистов и любителей взрывов. Но что-то в этой информации было не так. Налет фальши, нестыковки.
Я пыталась найти информацию из неправительственных источников. Нашла. Сергей Масленица: Воспоминания человека, родившегося и выросшего в Чечне. Не знаю, кто писал эту оголтелую ложь, но автор никогда в жизни не был в Чечне и не видел ее жителей. Не буду перечислять ту путаницу в географических и административных названиях, лингвистические открытия, пусть все остается на его совести. Но смысла было два: Браться славяне и: Придем и добьем.
И я стала искать очевидцев.
Люди охотно делились со мной воспоминаниями. И лицо той войны для меня стало меняться. Сначала это был человек ездивший каждый день на работу за 20 километров. В войну, через сто постов и унижений. Он читал книги, чтобы не сойти с ума от безысходности. Но кормить семью было нужно.
Потом появился человек, живущий и работающий в России. Он поехал в Грозный, спасать семью. Долго искал людей по подвалам. Получил тяжелое ранение в спину осколком снаряда.
Потом был мужчина, ожидающий рождение ребенка под бомбежкой. Они бомбили больницу, понимаете! Кого они там хотели убить? Террористов, которые только рождались?
И тут же была женщина, уверявшая меня и остальных пользователей фейсбука в том, что «военные сетовали о том, что населенные пункты захватывали излишне нежно, с минимальными разрушениями». И в том, что «ковровых бомбардировок не было». Да, на военных не угодишь. Что они тогда понимают под максимальным разрушением? Горы, стертые до равнин? Я видела фото разрушенного Грозного. Дома стояли без крыш, без верхних этажей, без стен.
И вот еще один рассказ женщины, очевидца тех событий. Она оставалась в городе из-за больного отца. Прочитайте, друзья, это одна из страшных страниц тех войн:
«Ну, например, если Вас устроит, такой был случай: в 96 г. Зима. На 36 участке Старопромысловского р-на. пос. Подгорный. Тогда уже это район и до центра Грозного контролировался российскими военнослужащими.
И постоянно в месяц несколько раз они под предлогом паспортного контроля ходили по посёлкам. Обычно в сёлах и в посёлках людей на те времена оставалось не много, поэтому они старались держаться вместе. Ну в общем в тот день, где-то в январе через 2-3 дома раздались автоматные очереди, я находилась с больным отцом в доме, услышав это выскочила, там уже собрались несколько соседей.
После ухода военнослужащих, мы зашли в дом (а то боялись) там лежали на полу трое мужчин, Дима (русский) и два чеченца Зелимхан и Муса. По всей видимости они сидели и за чашкой чая, курили и общались, когда заскочили военные, ну, наверное, может не сразу встали или???? У Димы осталось двое детей и жена, у Зелимхана дочка (первенец), позже и жена погибла, у Мусы шестеро детей и жена».
Людей убили просто так, потому что они были мирные люди, а у тех, пришедших в грязных сапогах в чужой дом, было в руках оружие. Оно просто обязано было выстрелить, прервать чью-то жизнь. И кто-то задул три неважных для него свечи. И все. И в отчете о проделанной работе, они того Диму назвали террористом или экстремистом? Или написали, что его убили соседи. Те, кто сидел с ним за чашкой чая?
Не было в ЧРИ никакого противостояния русских и чеченцев. Была очередная попытка империи прогнуть и подмять ближайшего соседа. Любым путем. Прямым и в обход. Все сгодилось тогда. Да в первую русско — чеченскую войну на Кавказ привезли практически необученных срочников, практически, детей. А против них кто стоял? Четырнадцатилетние дети, такие же не обученные. Просто дети, которым еще в ашички играть. Учителя, не прошедшие службу в армии. Причем оружие добывали сами, кто где мог. И чеченцы победили.
Но и этим воспользовалась власть империи. Что она теперь имела? Огромное поле для пропаганды, оголтелой, невероятной даже возможности убедить всех, что само существование Ичкерии – это зло. И империя получила солдат: контрактников, обученных, умеющих воевать и вооруженных. Жестоких карателей, не щадящих никого. Почему? Не потому, что солдаты сами по себе были злыми, нет. Они шли на праведное дело, они мстила. За что? За гибель своих братьев. За русскую женщину, которую злобные чеченцы привязали к стулу и ограбили. Но чеченцы ли? И только ли чеченцы – ведь грабили везде. И в самой России, и даже в столице. Русские грабили, убивали русских. Был разгул ОПГ. Но ведь нохчи, они же как бы по своему определению – фанатики и убийцы.
И никого не интересовало, что пленных первой войны эти самые нохчи отпустили, сделав жест доброй воли. Что тот самый страшный Басаев спас в Абхазии несколько сел от разграбления, рискуя при этом собой и своими людьми. Что никогда ни один чеченец не прикрылся пленными.
Согласна, были разные случаи на войне. И люди бывают разные. Но нельзя осуждать без права защиты одних и оправдывать других, которые на самом деле творили страшные вещи. Я все еще верю, что люди это делают по незнанию, стоит им объяснить и убедить, тогда они поймут. Если я не права, тогда только хуже для нас всех. Тогда это настоящая беда.
Татьяна Веденеева
Chechenews.com
27.01.18.