Мюридизм доказал как девственна еще была душа этих людей, сколько пламени, самоотвержения, религиозности обнаружила в них первая общая идея, проникшая в их мысли. Всю энергию, развитую веками боевой жизни, горцы отдали на служение ей. До тех пор они были воинами только для войны – разбойниками или наемными солдатами.
Единственные войска, которые Восток после охлаждения первого взрыва мусульманства, мог противопоставить европейцам, были всегда составлены из кавказцев; чистые азиатские армии никогда не могли выдержать европейского напора иначе, как при несоизмеримом численном превосходстве.
В отношении военной энергии сравнивать кавказских горцев с алжирскими арабами или кабилами, из которых французское краснобайство сделало страшных противников, может быть только смешно.
События Кавказской войны до того обманывало самые вероятные ожидания, что наконец даже опытные люди стали считать ее совершенно необычайным явлением, выходящим из всех правил и расчетов.
Чеченцы бесспорно храбрейший народ в восточных горах. Походы в их землю всегда стоили нам кровавых жертв. Но это племя никогда не проникалось мюридизмом вполне.
Из всех восточных горцев чеченцы больше всех сохраняли личную и общественную самостоятельность и заставили Шамиля, властвовавшего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, в народных повинностях, в обрядовой строгости веры.
Газават (война против неверных) был для них только предлогом отстаивать свою племенную независимость…
(«Шестьдесят лет Кавказской войны», Тифлис, 1860 г. стр. 24, 31, 75).
Хасан Бакаев
Chechenews.com
28.03.19.