Родился в 1911 году в селе Нашха Галанчожского района. Неграмотный, имеет семью, чеченец, не судим. В данное время проживает в селе Гехи-Чу.
ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ
Это было в конце февраля, начале марта 1944 года. Я увидел стоящего на склоне горы Ерды-Корт Гамаргаева Писара. Оттуда видны все населенные пункты Галанчожского района, как на ладони. Гамаргаев позвал меня. Мы разговорились.
Он сообщил мне, что в Хайбах свезли всех жителей Галанчожа. Также Гамаргаев отметил, что второй день наблюдает за движением людей – у него был хороший военный бинокль. В Хайбахе выселяемые переночевали.
Наутро многих по льду озера Галанчож отправили на равнину, а часть жителей завели в колхозную конюшню. Он это видел хорошо и без бинокля. Потом через некоторое время подожгли строение, начала гореть конюшня колхоза, над крышей поднялся черный дым. Он же рассказал мне, что видел, что солдаты поймали кого-то и бросили в обрыв.
Гамаргаев решил узнать, кого сбросили в пропасть. Он пошел к тому месту и увидел, что в пропасти лежит беременная женщина, родственница Канаева Махди. Эту женщину солдаты встретили после уничтожения людей в конюшне Хайбаха.
Гамаргаев с другими оставшимися в живых и избежавшими высылки сельчанами пошли в Хайбах и начали хоронить останки сожженных. Было опасно. Они поставили дозорных, чтобы сообщать о появлении солдат, так как в случае встречи с ними они расстреляли бы чеченцев, ни о чем не спрашивая. Так, на протяжении трех суток они захоронили останки сожженных и расстрелянных жителей с. Хайбах Галанчожского района.
При захоронении он узнал несколько погибших людей. Это были Гаев Тута, Амагов Керим. Их опознал он по лицам. Лица их сохранились, так как трупы лежали в позе животом вниз. В основном похоронили обугленные человеческие кости. Они сделали носилки, на них клали трупы и костные останки и предавали земле, как полагается, по мусульманским обычаям.
Место захоронения погибших я могу показать и сегодня. Остатки хоронили в яме, где раньше хайбахцы добывали глину для строительства домов. (В комментариях)Всего, по моим подсчетам, захоронили около 300 трупов, часть останков они не смогли захоронить. Сколько людей захоронили, я не знаю, так как целых скелетов было только около 300.
В о п р о с: Встречались ли вы с воинами во время погребения трупов в Хайбахе и после?
О т в е т: Нет, не встречались. Мы избегали этих встреч, так как армейцы расстреляли бы нас сразу же.
В о п р о с: Скажите, Закриев, что вы сделали после захоронения, куда пошли и где провели время?
Ответ: Все скрывались в горах группами и в одиночку. Однажды на наш след напали солдаты. В ходе преследования они обстреляли мою жену Сациту. С ней был наш двухлетний сын Сайхан. Автоматной очередью у нее была оторвана нога. Она лежала мертвая около двух суток. Ей был в то время 21 год. Сына Сайхана нашли рядом с трупом.
Был также застрелен мой брат Темирсултан. Его чекисты застали, когда он пас овец. Эти события происходили в марте – апреле 1944 года. В мае того же года из Казахстана приехали авторитетные шейхи Абдул-Хамид Яндаров и Баудин Арсанов. По их призыву мы сдались властям, а после нас увезли в Казахстан.
В о п р о с: Скажите, Закриев, где вы жили после выселения чеченцев, в своих домах или в другом месте?
О т в е т: Жить в своих домах было невозможно, так как в заброшенных аулах появлялись военные, искали там оставшихся людей и уничтожали с особой жестокостью.
В о п р о с: Как вы питались, одевались в течение 2 – 3 месяцев, находясь в горах?
О т в е т: Питались в основном, чем попало.
В о п р о с: Скажите, Закриев, по Вашему мнению, какая была причина вашего выселения?
О т в е т: Никакой причины для выселения меня и других чеченцев не было. Я работал в колхозе, ухаживал за скотиной, косил траву, убирал навоз в конюшне. Это все, чем мы занимались в горах. Плохого ничего не делали. Вины я не чувствую ни перед кем.
Хочу еще сказать, что от людей, скрывавшихся в горах, мне стало известно, что в селе Пешха расстреляно много людей. Там, в этом селе, Солтмурад Изнауров и Хасу Магомадов обнаружили более 20 трупов. Их они захоронили. При погребении мертвых в Хайбахе и в Пешхе оружия у них не обнаружили.
(Тамара Чагаева для Помним. Депортация и возвращение)
Chechenews.com
19. 02. 21.