Самые яркие детские воспоминания моего отца были связаны с Украиной. Вернее с украинцем по имени Яшка, которого привез однажды его отец, возвращаясь на своей бричке с железнодорожной станции Гудермес.
Отец рассказывал, что был этот Яшка настолько истощен голодом, что не мог ходить. А затем, когда встал на ноги, жил целый год в их семье. И хоть прошло с тех пор более полустолетия, отец часто ставил мне в пример этого Яшку — таким трудолюбием и добрым нравом тот ему запомнился.
Яшка работал не покладая рук и стал незаменимым помощником в хозяйстве. Он носил нарядную «хвуражку» и в перерывах любил сделать самокрутку и покурить «цигарку». Вечером он подзывал к себе моего отца, угощал его какой-нибудь вкуснятиной типа к усочка сахара и рассказывал про свою далёкую родину на смеси чеченского и мовы, каждый раз обещая привезти гостинцев, включая настоящую маленькую фуражку.
Вскоре, сколько дед его не уговаривал (даже женить предлагал), Яшка уехал на Украину «на побывку», одолжив, до своего приезда свою фуражку моему отцу.
Отец долго хранил яшкину фуражку, ожидая его приезда. Однако Яшка никогда уже не вернулся. Но в нашей семье с тех пор живут два украинских слова: «хвуражка» и «цигарка»…
Сегодня я понимаю, что Яшка этот был одним из сотен тысяч украинцев, бежавших со своей родины, спасаясь от голодомора, устроенного на Украине в 30-х годах Кремлем.
Мой дедушка нашел его в тот день лежащим на обочине дороги, недалеко от станции… Подобрал из чувства жалости, хоть и принял за русского. А русских у нас не любят: что тогда, что теперь.
И вот почему.
Мой прадедушка родился уже сиротой, ибо его 20-летний отец успел погибнуть в бою с русским отрядом где-то за Тереком. Сам он прожил раза в два дольше своего отца, и умер от раны, полученной в одной из перестрелок с царскими войсками.
Его сын — уже мой дед — был убит в 1937 (всего через несколько лет после истории с Яшкой) солдатами новой коммунистической России. Отец же мой умер во время авианалёта на моё село уже другой — на этот раз демократической — России в 2000 году…
Редко какой житель национальных окраин России может похвастаться семейным древом, отличным от моего. Не намного лучше обстоят с этим дела и у уничтоженного Кремлём казачества, православного крестьянства и русской интеллигенции…
Поэтому украинский Майдан не только и не столько олицетворяет волю украинского народа к освобождению из московской петли. Он обрел сегодня огромное символическое значение для всех людей — чьи предки пали от рук кремлевских убийц в разные времена.
От Беларуси до Камчатки, от Коми до Дагестана миллионы исстрадавшихся сердец бьются в эти часы в одном с Майданом ритме. Народы застыли в напряженном ожидании новых сводок боёв на площадях украинских городов, ибо там решается вопрос: быть ли надежде на нормальную человеческую жизнь для ныне живущего на этом громадном пространстве поколения — ни больше и не меньше.
Если Майдан победит и Украина выскользнет из пасти медленно заглатывающего её все эти 15 лет российского удава, за ней могут потянуться и беларусы. Освобождение народов России повергет кремлевский Молох навсегда и наряду с деколонизацией свободу обретёт, наконец, и сам русский народ!
Глубоко показательно в этом свете, что в числе первых павших героев Украинской революции — представители народов, сполна испивших тиранию и геноцид: беларус и армянин…
Переживаю за Украину всей душой и верю, что она будет свободной, и придет день, когда я смогу исполнить свою давнишнюю мечту: поехать в Киев и подарить форменную фуражку солдата чеченской армии первому украинскому мальчугану по имени Яшка.
Свободные чеченцы с вами, украинцы!
Слава Украине — героям Слава!
https://www.krugozormagazine.com/show/Maydan.2077.html
Chechenews.com
07.12.17.