«18-илетний мусульманин зарезал 47-илетнего учителя во Франции, после того, как последний показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда».
Конфликт религиозных чувств и свободы слова. Сторонники свободы слова настаивают, что любые карикатуры уместны и допустимы, в том числе в публичном пространстве, где их обязательно увидят люди, которых они глубоко оскорбят.
То есть, понимая, что оскорбляют людей, они это оскорбление наносят, а когда им говорят, что так поступать нехорошо, отвечают — «это моё право, а обидевшиеся сами дураки, пусть привыкают не обижаться».
Чувства, однако, вещь плохо контролируемая разумом, и обиды в этой ситуации неизбежны. Таким образом, каждая из сторон остаётся при своём мнении, конфликт остаётся неразрешимым, и появление новых жертв становится вопросом времени.
«Самая строгая защита свободы слова не защитит человека, который кричит неправду о пожаре в переполненном театре, вызывая тем самым панику»,- написал сто лет назад Оливер Уэнделл Холмс. Это утверждение представляется бесспорным всем разумным людям. Но, возможно, между этими двумя случаями есть принципиальная разница?
Реакция людей в зале представляется неизбежной и оправданной, вина за давку и возможные жертвы целиком возлагается на шутника, тогда как оскорбление на карикатуры считается неоправданным, и оскорбившимся предлагается либо не оскорбляться, либо молча проглотить оскорбление.
Попробую помочь людям нерелигиозным почувствовать всю силу переживаний. Представьте, что вам в лицо в присутствии множества свидетелей говорят самые отвратительные гадости про ваших родителей, детей и супругов, а потом, когда вы, как я надеюсь, оскорбились и кидаетесь на подлеца, он вам говорит: «Ну, слушай, это шутка такая, и вообще есть же свобода слова, так что потерпи, а лучше расслабься и смейся вместе со мной». Если вы согласитесь с этими доводами, то, по моему глубокому убеждению, вы — человек, напрочь лишённый гордости, совести и достоинства.
Глубоко религиозные мусульмане при виде карикатур с голым Мухаммедом испытывают ровно эти чувства, только, пожалуй, ещё сильнее. Поэтому обращённый к ним призыв «не нервничать» воспринимается как ещё одно издевательство, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Я не сторонник политкорректности, но, безусловно, есть ситуации, в которых она оправдана, и вышеизложенный пример, с моей точки зрения, наиболее яркая тому иллюстрация.
Сторонники свободы слова согласны, что темнокожих людей, геев, евреев и ещё много кого нельзя называть определёнными словами и словосочетаниями. Есть ещё десятки, возможно, сотни примеров, когда ценители свобод соглашаются с неизбежностью самоограничений, поскольку в этих случаях свобода слова не может не наносить тяжких оскорблений людским сообществам.
Более того, им для этого даже не приходится себя сдерживать, поскольку такие действия представляются им делом недопустимым и отвратительным. Почему зачастую те же самые люди настаивают на праве неспровоцированно оскорблять мусульман, для меня совершенная загадка.
Тем, кто остаётся при мнении, что карикатуры на пророка рисовать законно и правильно, что в этом случае оскорбления оправданны и неизбежны, я рекомендую своё право на свободу слова отстаивать последовательно, до конца и бесстрашно.
Возьмите эти карикатуры и разошлите их представителям радикальных исламских организаций, или даже просто на какой-нибудь официальный религиозный сайт в Мекке, при этом не скрывая своё настоящее имя и место проживания. Речь ведь идёт о публичных декларациях, не так ли? Это придаст убедительности вашей позиции. А мнение трусов стоит недорого.
P.S. Убийств не оправдываю ни при каких обстоятельствах.»
Chechenews.com
19.10.2020.