Главная » Все Новости » Главная новость » Семь интересных фактов из истории чеченцев

Семь интересных фактов из истории чеченцев

 1.

«Ной переселился на то месть, где теперь находится город Нахичевань; он заселил это место своим семейством и здесь положил основание будущему городу… После этого Ной и семейство его долгое время жили в Нахичевани и отсюда, по преданию, стал распространяться род человеческий. Сам Ной и сестра его и другие члены его семейства умерли в Нахичевани и здесь же были погребены.

Ноева гробница находится на южной стороне города, вблизи остатков старой крепости. В настоящем виде она была возобновлена персиянами в VIII столетии, во время их обладания Нахичеванью.

Некоторые персидские и армянские историки (Лазарь Джагранский, географ Гамид Улла Касбинский и Стефан Орбелиани) относят основание города Нахичевани к 1539 году до Р.Х. и удостоверяют, что он был «прекраснейшим и известнейшим городом на свете». По их известиям, в городе Нахичевани в период цветущего состояния его, еще в IV столетии, было до 30 000 домов или около 150 000 жителей, отличавшихся богатством и производивших обширные торговые операции» [К.А. Никитин. Нахичевань и Нахичеванский уезд.//СМОМПК. Вып. 2. Тифлис, 1882 г., стр. 111-113].

2.

В иранском географическом сочинении XIII века «Аджа’иб Ад-Дунйа» («Чудеса мира») жители Нахчевана описываются следующим образом: «Люди его (Нахчевана) приятные по характеру и красивые; суннитского и шиитского толков; они бойцы за веру (гази), храбры, стрелки из лука и гостеприимны к чужеземцам; язык (их) приятный, нахчеванцы могут говорить на всех языках, а на их языке никто не может разговаривать» [Чудеса мира (Аджа’иб Ад-Дунйа). Географическое сочинение XIII в. на персидском языке (Новый источник по исторической географии Азербайджана и Армении).//Ученые записки института востоковедения. Том IX. 1954 г., стр. 209-210]. Приведенный источник свидетельствует, что древние и средневековые жители Нахчевана не были ни армянами, ни тюрками, ни грузинами, ни курдами, ни арабами. Кем же они были? Об этом свидетельства далее.

3.

Армянская форма написания названия Нахчевана в виде Нахичевань (Нахичеван) является, по мнению выдающегося армянского филолога и знатока древнеармянской литературы академика С.С. Малхасянца, сознательно сделанным искажением. Ученый пишет: «Слово Нахчаван по составу означает местность Нахча… Но в XVIII в. армянские грамотеи его истолковали иначе: Нахичеван (первая стоянка), в связи с преданием, будто Ной, сойдя с горы, тут, на месте этого города, построил свою первую стоянку. На основе этой наивной этимологизации с тех пор название этого города стали писать Нахичеван» [История епископа Себеоса, перевод с четвертого исправленного армянского издания Ст. Малхасянца. Ереван, 1939 г., стр. 157, примеч. 90]. Таким образом, армянский ученый поясняет, что древнейшей, изначальной формой названия этого города являлось Нахчаван – «местность (van) Нахча». Что касается формы Нахичевань (Нахичеван), то она появилась лишь в XVIII веке с легкой руки образованных армян («армянских грамотеев»).

5.

Кем же были эти средневековые жители Нахчевана (Нахичевани)? Известный ученый, сотрудник Института истории АН АзССР д.и.н. З.И. Ямпольский считал, что в этом городе обитали представители племени нахчи [З.И. Ямпольский. О значении слова ван в имени Нахичевань. (К анализу имени Нахичевань).//Известия АН АЗ. ССР. Баку, 1961 г., №1, стр. 14].

6.

Вслед за З.И. Ямпольским, многие азербайджанские ученые также напрямую связывают название города Нахчавана (Нахичевани) «с названием племени нахчи, издревле населявшего эту территорию», одновременно с этим увязывая название города (и, следовательно, этническое имя его древних основателей) с именем Ноя (Ноаха, Нуха) [Т. Халилов, Я. Рахимов. История Нахчывана в русских источниках.//«АВРАСИЯ», янв. 2014 г., стр. 75].

7.

При этом не будем забывать, что и сами чеченцы в своих этногенетических преданиях (тептарах) также напрямую связывали свое самоназвание нахче//нохчий как с одним из городов с названием Нахчеван [Н.С. Семенов. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1896 г., стр. 214], так и с именем Ноя (Ноаха, Нуха, Наха, Нахума) [Е.П. Савельев. Древняя история казачества. Часть 1-я. Новочеркасск, 1915 г., стр. 17].

[На фото гробница Ноя в Нахчеване (Нахичевани)]

Chechenews.com

11.05.24.