Главная » Новости » «Скорее всего, он убит». Пять лет со дня исчезновения в Чечне певца Зелимхана Бакаева

«Скорее всего, он убит». Пять лет со дня исчезновения в Чечне певца Зелимхана Бакаева

Пять лет назад неизвестными людьми в Грозном был похищен чеченский певец Зелимхан Бакаев. За это время его семье не удалось узнать, кто причастен к преступлению, а также добиться возбуждения уголовного дела. «Оснований возбуждать дело нет», – заявили еще в сентябре 2017 года в МВД Чечни, с тех пор позиция ведомства не менялась. Тем не менее мать пропавшего продолжает ждать сына. К годовщине исчезновения Зелимхана Бакаева Кавказ.Реалии напоминает о событиях пятилетней давности.

8 августа 2017 года Малика Бакаева последний раз видела своего сына. Живущий в Москве и строивший в столице карьеру молодой певец из Чечни прилетел на родину 6 августа, чтобы помочь матери с подготовкой свадьбы сестры.

Ничего не предвещало беды. Как рассказывала мама похищенного Зелимхана в интервью Кавказ.Реалии, в день похищения ее сына она оторвала его от домашних дел, чтобы он сопроводил ее в Сбербанк.

После того, как они сняли деньги в банкомате на улице Первомайской в Грозном, Зелимхан решил навестить свою знакомую девушку Сальмиру (Зарема Зубаирова, певица. – Прим.), она работала через дорогу. После этого молодой человек собирался встретиться с матерью на рынке.

Зелимхан задерживался, его телефон не отвечал. Тогда Малика набрала номер девушки, с которой ее сын должен был встретиться. Та сказала, что она получила от него СМС-сообщение, что он уже подходит, но так и не дождалась его.

До 12 часов ночи Малика периодически названивала сыну, гудки шли, но никто не отвечал, а после телефон был выключен. Зелимхан просто пропал – словно испарился средь бела дня буквально у всех на глазах.

Друзья Бакаева были уверены, что парень похищен силовиками и содержится в секретной тюрьме. 18 августа мать пропавшего обратилась в правоохранительные органы, а 22-го числа она подала заявление в Совет по правам человека при главе Чечни с просьбой оказать содействие в розыске сына.

При этом в управлении МВД по Грозному утверждали, что «первый раз об этом [деле] слышат» и что заявление о пропаже человека по имени Зелимхан Бакаев к ним не поступало.

На условиях анонимности друзья артиста сообщили телеканалу «Дождь», что местные жители видели, как Бакаева схватили люди в военной форме на улице Первомайской, когда тот выходил из мужского салона красоты, затолкали в машину и увезли. Некоторые СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщали, что певца задержали сотрудники СОБР «Терек» и что за похищением певца стоит высокопоставленный чиновник из чеченского правительства.

Позже чеченские власти предложили сразу несколько версий исчезновения Зелимхана, которые впоследствии были опровергнуты родными музыканта. Например, руководство республики утверждало, что певец пиарится или прячется от своих кредиторов. Малика Бакаева опровергла эту легенду. Она утверждает, что ее сын никогда не брал кредиты и даже не имел такой возможности, поскольку не был официально трудоустроен. Кроме того, для оформления кредита в банке требуется ответственное лицо.

На протяжении полугода власти Чечни не оказывали должного внимания исчезновению Бакаева, безутешная мать обращалась лично к Рамзану Кадырову с просьбой о помощи.

24 сентября 2017 года государственный телеканал «Грозный» опубликовал ролик, на котором, как заявляли его авторы, «молодой человек жив, здоров и, по всей видимости, проводит время в свое удовольствие», находясь в Германии.

Журналисты обнаружили на этом видео мебель и напиток, продающиеся только в России. А друзья Зелимхана были уверены, что видео телеканала «Грозный» является постановочным и что певцу угрожает реальная опасность.

Позднее российские правозащитники получили ответ из Европейской комиссии, которая подтвердила, что Бакаев не въезжал на территорию ЕС. Это усилило подозрения правозащитников в причастности чеченских властей к исчезновению певца.

«Я продолжаю ждать сына». Три года назад в Чечне похитили певца Зелимхана Бакаева

16 октября журналисты «Новой газеты» вместе с правозащитниками впервые публично заявили о связи похищения Бакаева с кампанией массового преследовании ЛГБТ-людей в Чечне. Несколько задержанных заявили, что похитители задавали им вопросы об интимной жизни Зелимхана.

В январе 2018 года Кадыров на совещании в Грозном заявил о возможной смерти певца. Он намекнул, что с ним якобы могли расправиться его же родственники.

На это заявление отреагировал Хусейн Бакаев, отец пропавшего: «Никто его домой не забирал, он нормальный человек, а не тот, кем его хотят сделать в глазах общественности. Никто его в роду не трогал. И трогать не за что было».

Мать Зелимхана долгое время надеялась отыскать хоть какой-то след сына. В последнем интервью для Кавказ.Реалии она надеялась увидеть его живым.

«Я продолжаю ждать сына, не могу его так выкинуть из сердца. Я живу этим ожиданием», – признавалась она.

С тех пор прошло еще два года, а Зелимхан так и не нашелся ни живым, ни мертвым. Кавказ.Реалии попытался вновь связаться с Маликой Бакаевой, но безуспешно. Вне зоны доступа оказался и отец пропавшего певца из Чечни.

ЛГБТ-правозащитник Игорь Кочетков сомневается в том, что Зелимхан Бакаев жив, учитывая, что за последние годы от него не было никаких вестей.

«Никакой новой информации нет уже несколько лет. Скорее всего, он убит. Виновные в преступлениях должны быть привлечены к ответственности. Это единственная позиция, которую я могу занимать как правозащитник, и когда-нибудь это произойдёт. Многие люди продолжают над этим работать», – заявил собеседник Кавказ.Реалии.

Правозащитница Светлана Ганнушкина сдержанна в оценке ситуации.

«Матери ждут всегда. И мне не хотелось бы произносить слова, которые этому ожиданию могут нанести травму. Матери ждут всегда, даже в тех случаях, когда есть свидетели гибели. Даже при таких прямых доказательствах матери ждут. Это, наверное, в некотором смысле психологическая защита от абсолютной невозможности согласиться с гибелью своего ребенка. Давайте мы лучше поддержим эту надежду, ведь бывают чудеса», – сказала Ганнушкина.

«Такая боль в моем сердце»

Сообщения в СМИ о преследовании ЛГБТ-людей в Чечне Кадыров называет «ерундой» и говорит, что те, кто заявляет подобное, «ответят перед Всевышним».

«Человек, который поддерживает все преступления Кадырова, находится гораздо ближе к нам, чем Всевышний. Хотелось бы надеяться, что они оба – Рамзан Кадыров и [президент России] Владимир Путин – когда-то за это ответят, и что это произойдет не на том, а на нашем свете», – вступает в заочный спор с главой Чечни Светлана Ганнушкина.

Из Чечни по-прежнему регулярно поступают сообщения о похищениях людей, подозреваемых в гомосексуальной ориентации. Похищают молодых уроженцев республики и в других городах России, где они скрываются от силовиков.

Кризисная группа «СК SOS» по состоянию на 8 августа 2022 года тоже не владеет новой информацией об исчезновении Зелимхана Бакаева. В комментарии для Кавказ.Реалии пресс-секретарь группы Мирон Розанов выразил сожаление в связи с тем, что неугодные Кадырову люди до сих пор продолжают пропадать.

«Похищение Бакаева – одно из первых известных общественности похищений в Чечне. У нас, к сожалению, нет свежей информации о том, что с ним произошло. В 2018 году Парламентская ассамблея Совета Европы, а затем и «Новая газета» опубликовали материалы, в которых содержалось предположение, что Зелимхан был убит. Мы склонны доверять этим источникам, учитывая тот факт, что на текущий момент правоохранительные органы России не провели расследование по факту исчезновения Бакаева», – говорит Розанов.

Он указывает, что неугодные властям жители Чечни продолжают пропадать, но МВД и Следственный комитет не расследуют такие преступления.

«Даже в тех случаях, когда перенесшие пытки люди смогли выжить и самостоятельно подать заявление со всей доказательной базой, их обращения не рассматриваются… Несмотря на это, мы продолжаем бороться за права человека на Северном Кавказе. Мы помогаем ЛГБТК+ людям и членам их семей, столкнувшимся со смертельной опасностью. Мы помогаем им отстаивать свои права как в России, так и на международном уровне», – заявил собеседник.

  • В феврале 2021 года братьев Салеха Магамадова и Исмаила Исаева похитили из кризисной квартиры в Нижнем Новгороде и вывезли в Чечню. Суд в Чечне признал их виновными в пособничестве боевикам. Правозащитники связывают их преследование с сексуальной ориентацией братьев.
  • В январе прошлого года силовики задержали Салмана Мукаева в Чечне. Его доставили в Ленинский РОВД Грозного, где предъявили скриншот его переписки с девушкой и обвинили в гомосексуальности. После того, как Мукаев стал отрицать обвинение, полицейские его избили. Его поставили на колени, били ногами, потом посадили на стул и стали душить, затем его пытали током, указано в заявлении пострадавшего.
  • В конце июля 2022 года в Чечне местного жителя Ризвана Дадаева задержали из-за его сексуальной ориентации. Сейчас правозащитники пытаются установить местонахождение Дадаева – он пропал после встречи с силовиками.
  • Позже в Чечне пропали двое местных жителей – они были в списке контактов Ризвана Дадаева, которого задержали в Грозном из-за сексуальной ориентации. Где находятся молодые люди и живы ли они, неизвестно.
  • Правозащитники сообщают, что сейчас чеченские правоохранители рассылают приглашения о встрече геям, используя фейковую страницу в дейтинговых приложениях. Те, кто соглашается встретиться, оказываются под угрозой задержания.

www.kavkazr.com

Chechenews.com

10.08.22.