Вторая часть программы «Совет нацбезопасности», в которой Татьяна Попова обсудила спецоперации, которые происходили на территории Украины и те, что официально делала Украины за пределами нашего государства с Алексеем Арестовичем – спикером Трехсторонней контактной группы и советником по вопросам стратегических коммуникаций Офиса президента и генералом запаса Виктором Ягуном – бывшим заместителем Службы безопасности Украины.
Полную версию смотрите здесь:
Первую часть смотрите по ссылке:
https://blogs.pravda.com.ua/authors/popova/616710aa830aa/
— ПОПОВА: Еще один ряд спецопераций, это убийство командира спецназа ГУРа Максима Шаповала 27 июня 2017 путем подрыва авто. Служба безопасности сообщила о задержании семерых диверсантов РФ, которых отправляли в Украину для осуществления политических убийств и терактов. Об этом во время брифинга сообщил глава ведомства Василий Грицак. Аналогичным образом был убит полковник СБУ Александр Хараберюша в Мариуполе 31.03.2017. Кто это делал?
— ЯГУН: Это однозначно все те покушения, убийства, которые были совершены против наших представителей спецслужб: Шаповала, Хараберюша, те, что вы назвали. Я бы еще назвал покушение на одного из представителей группы Шаповала, это разные направления, но за всем этим стояли российские спецслужбы. С Хараберюшей был заказ, и мы знаем, кто его совершил, и был даже задержан человек, осуществлявший это в Мариуполе.
Непосредственно за этим стояло так называемое МГБ ДНР, которое контролируется спецслужбами Российской Федерации. Там были те, кто организовывал и те, кто выполнял. И один из исполнителей, женщина, по-моему, если я не ошибаюсь, была задержана. И там следствие было завершено полностью. А по Шаповалу там очень сложная ситуация. Потому что за этим всем стоял руководитель подразделения, не буду говорить, как он правильно называется, спецоперации ФСБ Российской Федерации. Это выполнения задания спецслужб России сопряжено с личной местью.
Потому что во время спецоперации, которая была осуществлена украинскими спецслужбами и были столкновения с врагом в Крыму в 2016 году, тогда был ликвидирован один из руководителей «Альфа» ФСБ в Крыму, а это оказался его сын. И собственно, это сочетание личной мести и желание выполнить диверсионные задания было направлено на ликвидацию тех людей, которые могли быть причастны к ликвидации этого спец назначенца в Крыму. Шаповала взорвали. К сожалению, действительно, была выполнена достаточно профессиональная работа врагом.
Благодаря тому, что тщательно были более подготовленные люди и взята под охрану и группа лиц, которая могла быть мишенью, удалось не допустить других преступлений и задержать группу, которая надеялась так же в Киеве подорвать еще одного нашего сотрудника Главного управления разведки. И в рамках этого задержания и следствия дальнейшего были выяснены все подробности, в том числе и убийства Шаповала. Это и есть классическая работа российских спецслужб, фактически диверсионная работа на территории другого государства. Документирования таких фактов еще раз подтверждает, что мы имеем дело с государством, которое не гнушается убийствами на территории другого государства. Это все ложится в канву тех всех событий, которые были в других странах мира, в том числе в Германии, Великобритании.
— АРЕСТОВИЧ: Россияне и так называемый отдел МГБ ДНР, как говорит генерал, это ведь тоже построено русскими. Единственное, что часть сотрудников являются украинскими гражданами или бывшими украинскими гражданами, если можно говорить «бывший», потому что мы же не лишаем гражданства. То есть, это лицо с двойным гражданством, особенно это касается Хараберюшы. Исполнителем по нему была и организатор, насколько известно, СБУ и они говорили это в открытых источниках сотрудники МГБ ДНР. Это же единственная прокси-структура или часть российских спецслужб, архитектура российских спецслужб. Есть такое дело. Царство Небесное Максу, полковник Хараберюша. С Максимом я начал лейтенантом вместе когда-то.
— ПОПОВА: У меня офис в двух километрах от того места, где его взорвали.
– АРЕСТОВИЧ: Я с Максимом имел много дел еще в 14-м году в районе Славянска.
— ПОПОВА: Аналогичным образом также была подорвана машина Павла Шеремета – журналиста. А тут кому это было выгодно?
— ЯГУН: Они подобны, они в одном классическом стиле сделаны. То есть с использованием специальной техники и дистанционного подрыва. Но вопрос совершенно в другом – в мотиве. В убийстве Шеремета я не вижу мотива. То есть я не понимаю, что именно Шеремет мог причинить какой-то вред именно России или как его убийство могло всколыхнуть общество, как рассказывало наше МВД. То есть все же я, и не только я, там еще некоторые люди, мы обсуждали этот вопрос неоднократно. И все же склоняемся, что были какие-то моменты возможно в биографии Шеремета, которые возможно связаны были с его профессиональной деятельностью и возможностью привлечения определенных средств для реализации определенных проектов на территории Украины, в том числе и медийных. Те средства шли и приобретались и возможно это стало основанием, не знаю. Другой мотив, который так же может быть не последней версией, это месть со стороны руководства Белоруссии. Тем более что у нас были факты, и мы слышали эти факты, и у нас был бывший представитель их спецслужб, отмечал, что это не фейк, а действительно могли это использовать. То есть эти два момента надо было расследовать. На счет России, я просто не понимаю, что именно, где Шаповалов и где Россия. Я не думаю, что он настолько интересен.
— ПОПОВА: А ты как считаешь?
— АРЕСТОВИЧ: Остается приятно удивляться профессионализму господина генерала, если он не будет обижен, что майор ему предоставляет оценку, но тем не менее. С Шереметом немного другое дело. Шеремет, насколько мне известно, не представлял непосредственной угрозы российским спецслужбам или ДНР, ЛНР и так далее. С Шереметом это скорее белорусский след. То есть надо искать истину, мотивы в линии, ведущей из Минска в Киев или находится между Минском и Киевом. Учитывая, что это не единственная смерть белорусского оппозиционера, несмотря на то, что есть российские спецслужбы, белорусские спецслужбы на 100% ведут разработку белорусской диаспоры, которая переехала. Я бы искал след там. Еще же много, скажем так, есть версий, официально бушевали в нашем обществе, которые из недр МВД бывшего выходили за Авакова, что там Дугар, Кузьменко, Антоненкова минировали, подрывали. На мой взгляд, это не выдерживает никакой критики. Я бы искал непосредственно в окружении, в связях Шеремета и его связях с Беларусью.
— ПОПОВА: Но белорусский след не был расследован по факту. При том, что в этом году было еще убийство Шишова и некоторые спикеры прямо называют виновными людей, которые имеют отношение и к белорусским и российским спецслужбам.
— АРЕСТОВИЧ: «Боцмана», например.
— ПОПОВА: Да, именно его. Послушаем, что об этом думает господин генерал.
— ЯГУН: Мне больше нравится белорусский след в том плане, что мы его до конца не расследовали и, к сожалению, у нас нет возможности до конца его проверить. Потому что упущено время, я не знаю, сможем ли мы сейчас его догнать. Наши все правоохранительные органы были направлены на «негодные объекты» и таким образом просто потеряли время возможно.
— ПОПОВА: Кроме мнения генерала, кстати, с ним не согласны спикеры, которых мы взяли в «Настоящего времени» с их разрешения. Достаточно интересный сюжет. Они специально просили и Bellingcat, и спикера, который занимается радикальными группировками о том, что это могло быть с Шереметом и Шишовым.
— Bellingcat ранее уже получал информацию о том, что в ряды белорусских оппозиционных групп в Украине внедрились сотрудники ФСБ России.
Даже без такой предварительной информации, я бы сказал, что это, скорее всего не есть самоубийство. Но я бы не написал об этом до того, как у нас нет полной картины. То, что нам дает больше, чем просто ощущение говорить, что скорее всего эта спецоперация – это факт, что мы уже несколько дней работаем над информацией, которую мы добились, что в Киеве присутствуют сотрудники ФСБ, которые интегрировались как-то в оппозиционных белорусских группах оппозиционеров, которые находятся в Украине.
— По данным белорусской службы «Радио Свобода» организацию «Белорусский дом» в Украине помогал регистрировать в Министерстве юстиции Украины Сергей Коротких по прозвищу «Боцман». Сергей Коротких белорус по происхождению и учился в школе белорусского КГБ, воевал в Чечне, был командиром разведроты полка «Азов». По информации украинских и белорусских СМИ близко общался с известным российским неонацистом Максимом Марцинкевичем по кличке «Тесак». В 2014 году Коротких получил украинский паспорт, сделал карьеру в украинской Национальной полиции. А в одном из интервью Коротких сказал, что был другом сына бывшего украинского министра МВД Арсена Авакова.
— ГРИЦЕНКО: «Белорусский дом» – это действительно организация, к которой имеет отношение и Сергей Коротких, и Родион Батулин, который тоже ультраправый активист. Это очень интересный персонаж, он учился с 1994 по 1996 год в школе КГБ Белоруссии. В 1999 году он принимал участие в нападении на белорусских оппозиционеров. Он состоял сначала в «Русском национальном единстве» в Белоруссии, потом в национал-социалистическом обществе в России. Не самый приятный персонаж и один из самых известных, наверное, советских неонацистов. Сейчас он в Украине. В интернете достаточно фотографий, где он с какими-то персонажами с ФСБ за одним столом сидит с пивом, есть переписки с ФСБ. Да, он действительно приближен к Авакову. Он, собственно, с 2014 года живет в Украине. Сначала служил разведчиком в «Азове», потом получил украинское гражданство. С 2015 года он возглавил так называемый отдел охраны объектов стратегического значения при госслужбе охраны МВД Украины и до 2017 года он им руководил. Он действительно считается приближенным к Арсену Авакову, он дружит с его сыном. Действительно его отдел охрани объектов охранял разные предприятия Ахметова. Кроме этого, его в Украине подозревают не на уровне суда или следствия, но на уровне каких-то расследований и обсуждений в ряде преступлений насильственного характера.
— Некоторые СМИ как раз писали о возможной связи Сергея Коротких с убийством Павла Шеремета. Вы это имеете ввиду?
— ГРИЦЕНКО: Это тоже да, есть такая версия. Есть версия, что он убил другого лидера «Азова» Ярослава Бабича. Тоже, кстати, найден повешенным. Еще там разные более мелкие персонажи или самоубивались с его окружения или как-то исчезали.
— Христо Грузев говорит, что в белорусской оппозиционной группе в Украине внедряются сотрудники ФСБ. Согласны с этим? Можете такое допускать?
— ГРИЦЕНКО: Если допустить, что Сергей Коротких есть сотрудник ФСБ или кто-то из его ближайшего окружения, то да, я могу это допустить.
— АРЕСТОВИЧ: Интересные друзья у Арсена Борисовича.
— ПОПОВА: Ты думаешь именно поэтому и не расследовали эту версию?
— АРЕСТОВИЧ: Скорее всего. То есть, имея такую «крышу» можно было бы убивать направо и налево не особо переживая. Но это время прошло. Я надеюсь, что украинское правосудие разберется.
— ПОПОВА: Я хотела в живую спикера пригласить на эту тему. Один человек сказал, что Служба безопасности запретила говорить ее организации, а другой человек рассказал, что его били на камеру, почти пытки применяли.
— АРЕСТОВИЧ: Для того, чтобы он не говорил?
— ПОПОВА: Чтобы он перестал говорить на эту тему.
— АРЕСТОВИЧ: Тем больше совет гнать и Сергея и всех его покровителей и спросить что же, как когда и куда? Помните, «Трех мушкетеров» процитирую: «Когда палач обращался к миледи, он сказал, что мера ваших преступлений переполнила терпение людей на земле и Господа на небе». Пора эту историю заканчивать.
Chechenews.com
15.10.21.