Главная » Все Новости » Главная новость » «Сломать стену страха вокруг Кадырова». Илья Яшин против Рамзана Кадырова

«Сломать стену страха вокруг Кадырова». Илья Яшин против Рамзана Кадырова

На этой неделе российский политик Илья Яшин разместил на платформе Change.org петицию с требованием отправить в отставку главу Чечни Рамзана Кадырова. За три дня она собрала более 180 тысяч подписей, но Кремль отказался ее рассматривать, сославшись на отсутствие верификации на данной платформе и возможность накрутки ботами.

«Рамзан Кадыров возглавляет Чеченскую республику уже 15 лет. За это время он превратил регион в обособленное государство внутри РФ. В Чечне действуют свои порядки, а российские законы по сути не работают. Кадыров сформировал в Чечне региональную армию, которая лояльна лично ему. Он давал публичные распоряжения стрелять в силовиков из других регионов России, которые действуют на его территории без разрешения чеченских властей», — говорится в петиции.

Также Яшин подчеркивает, что Кадыров и его соратники регулярно высказывают угрозы в адрес журналистов и правозащитников, блогеров и членов их семей, апеллируя к «кровной мести» и угрожая убийством. При этом глава Чечни оказался несостоятельным и как чиновник – Кадыров признал, что не смог решить экономические проблемы региона, а без федеральных вливаний Чечня «не продержится и трех месяцев».

Параллельно оппозиционный политик записал 11-минутное видеообращение к Кадырову и объяснил, почему объявил сбор подписей. За пару дней ролик набрал три миллиона просмотров.

Яшин не первый раз поднимает тему происходящего в Чечне. В феврале 2016 года он представил посвященный республике доклад «Угроза национальной безопасности». Правда, глава Чечни раздобыл его заранее и опубликовал первым, сопроводив своими комментариями и назвав «болтовней». За пару месяцев до этого Кадыров также прокомментировал критику Яшина, назвав его в дворовой манере «смешным чуваком».

В интервью Кавказ.Реалии Илья Яшин рассказал, что ждет от нее, почему Кадыров опасен не только России, но и всему миру, и о чем могли говорить Путин и Кадыров на так и не появившейся на сайте Кремля в виде стенограммы встрече.

— Вопрос, от ответа на который ушел Песков. Путин боится Кадырова?

— Думаю, Путин понимает, что теряет контроль над ситуацией. Действия и высказывания Кадырова начинают вызывать у него опасение. Кадыров с каждым годом матереет, набирается политического опыта, осознает свою силу и, самое главное, безнаказанность. Каждый раз он убеждается, что у российских властей и лично Путина нет никаких механизмов для его сдерживания.

Кадыров действительно стал значительной силой. Думаю, Путин это прекрасно понимает.

— Какой реакции российских властей вы ждете от петиции?

— Реакция, которую мы требуем, разумеется, — отставка Кадырова и наведение, как Путин в свое время говорил, конституционного порядка в Чечне. Это правильная постановка вопроса, потому что ни Конституция, ни российские законы в современной Чечне в принципе не работают. Другой вопрос, что мы в реальности понимаем, что это вряд ли и возможно.

Однако моя петиция, несмотря на формального адресата в виде президента РФ, обращена к российскому обществу. Мне кажется очень важным сделать так, чтобы именно оно стало участником этой дискуссии, потому что сегодня общественного мнения по данному вопросу как будто нет. Есть отдельные высказывания правозащитников, журналистов, но общество как таковое, по большому счету, ни разу не высказывалось.

Наверное, массовая подписная кампания под петицией — первое коллективное действие, направленное на выражение недовольства действиями и словами главы Чечни. На мой взгляд, ничего подобного раньше не было, потому что Кадыров последовательно запугивал общество. Люди боялись не только выражать позицию, а банально ставить лайки под постами его критиков.

— Отсутствие реакции связано только с боязнью? Или среднестатистическому жителю Челябинска, Волгограда и Рязани действительно все равно, что происходит в Чечне?

— Судя по резонансу моего обращения и темпам сбора подписей под петицией, интерес у общества большой. То, как ведет себя Кадыров, в целом происходящее в Чечне у многих вызывает обоснованную тревогу. Особенно если учесть, что Кадырову в границах республики уже явно тесно. Он делает вылазки в соседние регионы. Например, у него уже давний конфликт с Ингушетией. Его бойцы проводят спецоперации и вывозят супругу федерального судьи из Нижнего Новгорода.

Массового выражения точки зрения россиян не было по причине страха. Кадыров последовательно и жестко запугивал общество. Не случайна волна извинений: кто-то что-то сказал, а через пару дней в инстаграме и на ЧГТРК «Грозный» выходят видео с извинениями. Так работает любой террорист – вы запугиваете одного, двух, десять человек, чтобы боялись миллионы.

Смысл петиции – сломать стену страха вокруг Кадырова. Если с этим согласны десятки и сотни тысяч россиян, невозможно всех запугать, всем отрезать головы и заткнуть рот. Страшно, когда ты один напротив вооруженного бандита. Когда вас десятки и сотни тысяч, это уже серьезная сила.

— Кадыров достаточно остро реагирует на критику со стороны чеченцев – Тумсо Абдурахманова, канала 1ADAT, но старается не замечать, по крайней мере публично, критику, например, русских политиков и правозащитников…

— Не могу согласиться с этим утверждением. Примеры ПолитковскойМилашиной, Игоря Каляпина, «Эха Москвы«, телеканала «Дождь«, «Новой газеты«. Думаю, Кадыров не разделяет критику по национальному признаку. Любой критикующий его человек становится объектом преследования. Вспомните депутата городского совета Красноярска Константина Сенченко, который извинялся за высказывание о нем.

До чеченских критиков Кадырову дотянуться проще – даже если блогер в Европе, в республике остались его родственники, можно взять их в заложники. Как это происходило с родственниками Тумсо, сейчас происходит с Заремой Мусаевой.

— Ждете какой-то реакции на видеообращение от Кадырова?

— Ничего особо не жду. Хочу, чтобы он услышал точку зрения десятков, сотен тысяч россиян и стал вести себя адекватнее. У меня нет никаких иллюзий насчет Кадырова, прекрасно понимаю, что и зачем он делает. Нет конкретного действия, которое я бы от него ожидал.

— Кадыров — продукт Кремля?

— В значительной степени да. С 2007 года он пользуется фактически безграничной поддержкой Кремля. И это, очевидно, личное решение Путина. Ответственность за то, что сейчас происходит в Чечне, в первую очередь, несет Путин, потому что его сознательным решением было заключение пакта с Кадыровым: отдаю тебе полноту власти, снабжаю огромными траншами из федерального бюджета, а ты делаешь так, чтобы там просто не было войны.

Это очень недальновидное решение. Если стабильность в Чечне, как ее понимает Кремль, держится на личной договоренности Путина и Кадырова, она рано или поздно рванет. Кадыров за 15 лет накопил колоссальные административные, финансовые и, главное, силовые ресурсы. Он, очевидно, создает угрозу национальной безопасности России, поскольку единственный сдерживающий фактор для него – авторитет Путина.

— Получается, режим Кадырова опасен не только в России, а и в Евросоюзе и той же Турции, где происходят аффилированные с ним убийства критиков…

— В вашем вопросе содержится ответ. Не секрет, что кадыровские убийцы совершают абсолютно дерзкие вылазки в Европу, где критиков Кадырова убивают или совершают на них покушения. Правая рука Кадырова Адам Делимханов по прозвищу «Палач» объявлялся в розыск Интерпола после убийства одного из братьев Ямадаевых в Дубае. Мы знаем про убийства в Австрии, покушение в Скандинавии. Когда бандитизм легализован, на государственном уровне он как раковая опухоль – без операционного вмешательства начинает распространяться и угрожать всему живому вокруг.

 Янгулбаевы потребовали от европейских властей и США признания Кадырова международным террористом. Это реально?

— Слышал про эту кампанию, но у меня другие приоритеты, я апеллирую к российскому обществу. Если кто и сможет навести порядок в Чечне, то не американцы и европейцы, а россияне. Потому что это наш дом. Люди должны самостоятельно наводить порядок в своем доме.

— При подготовке к интервью я спросил правозащитника Абубакара Янгулбаева, какой бы вопрос он вам задал. Он предложил создать петицию о лишении Кадырова и звания Героя России. Стоит ли?

— Это точно вызовет массовую поддержку людей. Награждение бывшего боевика, который воевал с Россией, отец которого объявлял России джихад, позировал с террористом Басаевым, званием Героя России дискредитирует его и выглядит оскорблением всех настоящих Героев России, заслуживших его своим мужеством.

Вряд ли эта инициатива будет иметь юридическую перспективу, но она точно вызовет поддержку у самых широких слоев населения. В этом у меня сомнений нет.

— В связи с вышедшим фильмом Собчак «Чеченизация» среди чеченцев – и в республике, и в диаспоре – развернулась дискуссия. С начала 2000-х в Чечне широко применяются внесудебные расправы, похищают людей, фальсифицируют уголовные дела, физически устраняют оппонентов власти. Все это чуть позже расширилось на всю страну. Сегодня идет чеченизация, кадыровизация России или наоборот, в Чечню в начале 2000-х пришла путинская Россия с неправовым арсеналом и это было первопричиной?

Это взаимный процесс. Путин фактически выстроил в России режим личной власти, где все принимаемые решения зависят от одного человека. Кадыров создал похожую систему в Чечне, но с национальной спецификой. В основе любой диктатуры стоит эго одного человека. Государство становится инструментом обслуживания его эго, а общество становится его заложником. В XXI веке это выглядит дикостью.

— С сжиганием портретов на площадях, побиванием их палками и топтанием, как это было на митинге против семьи Янгулбаевых в Грозном.

— Это совсем мракобесие. Как я говорил, здесь есть своя специфика. Кадыровские убийцы действуют в гангстерском стиле 30-х годов, приезжают на черных автомобилях, стреляют в спину. Путинские убийцы действуют более изощренными методами, создают боевые яды, имитируют несчастный случай. Методы и стилистика лишь маскируют суть, которая у кадыровского и путинского режимов одинаковая.

— О чем говорили Путин и Кадыров на встрече в Кремле, если после этого глава Чечни вмиг свернул угрозы Янгулбаевым, а власти республики зареклись комментировать критику зарубежных чеченцев?

— Думаю, Путин попытался урезонить Кадырова. Но, судя по довольной ухмылке, с которой Рамзан вышел из Кремля, разговор был не очень строгий. Это не было распоряжение или указ. Вероятно, Путин вежливо попросил и это воспринималось Кадыровым именно как одолжение президенту.

***

20 января сотрудники МВД по Чечне ворвались в квартиру родителей правозащитника Абубакара Янгулбаева в Нижнем Новгороде и насильно вывезли его мать Зарему Мусаеву на допрос в качестве свидетеля в Грозный. Сначала ей назначили 15 суток административного ареста по обвинению в оскорблении полицейского, а затем возбудили против нее уголовное дело – якобы Мусаева набросилась на составлявшего протокол участкового.

Нарушение прав человека и принуждение к коллективной ответственности в Чечне нашли отражение и в сообщениях международных организаций, например, у Amnesty International. Также отреагировали Европейский союз, Парламентская Ассамблея Совета ЕвропыГосударственный департамент США.

www.kavkazr.com

Chechenews.com

10.02.22.