Из-за прерванного Россией более чем полтора века назад государственного строительства и не успевшего по этой причине сложиться крепкого национального самосознания каждый новый этап чеченской истории развивается с учетом последних актуальных умонастроений нашего народа.
Из-за того, что свежа была память о катастрофическом поражении в Кавказской войне, считая военный метод бесперспективным не имело размаха Ичкерийское восстание Альбиг-Хаджи, равнинные чеченцы не приняли его. Невыполненные царизмом обещания вновь привели чеченцев к всенародной войне против Деникина апологета «единой и неделимой».
Война с оплотом царизма вручила чеченцев в лапы большевиков с их лозунгами «земля крестьянам». Сопротивлении коллективизации и атеизации подвело чеченцев под депортацию в статусе народа предателя, врага коммунизма. Все вышеперечисленные эксперименты над чеченцами царской и советской России привели их к независимости в 1991 году.
Народная память за ненадобностью как факт позднее обнаруженного обмана не сохранила информацию о вольностях национального строительства на заре Советской власти. О возвращении переданных царизмом казакам чеченских земель. О местном самоуправлении и собственных шариатских судах как исключительном праве в составе атеистического Советского государства. О начале создания коммуникационной, хозяйственно-производственной, здравохранительной и образовательной инфраструктуры.
Сеть дорог, продовольственных складов, школ и лечебных пунктов охватив всю Чечню, впервые стали достигать самые отдаленные горные аулы. О создании впервые учебной программы с полным обучением на чеченском языке и изданием учебников математики, географии, других наук на основе чеченского арабизированного, затем латинизированного алфавитов. О всплеске развития национальной художественной литературы и поэзии, театра, других сфер национальной культуры.
О создании творческой интеллигенции, а также национальных политических и хозяйственных кадров. Все это делалось под эгидой не русского, а советского интернационального народа. Не это ли ровно по Давыдову «впервые в чеченском этносе формируется сознание собственного государства»? Я уж не стану углубляться в историю успехов государственного строительства Имамата и связанной с этим трансформацией чеченского сознания в сторону государственного мышления.
Но все это ушло в историю и сегодня чеченцы в своей массе помнят только последепортационный период. А это воспоминания народа изгоя. Язык закован в бытовые рамки и в школах изучается на уровне ниже иностранного, мечети превращены в склады, надмогильные памятники осквернены, продвижение по карьерной лестнице строго ограничено, на этноним чеченец наложено табу.
Разумеется на фоне жутких воспоминаний депортации и унизительного последепортационного периода, ужасов минувших двух войн, и межвоенного хаоса с которым ассоциируют Ичкерию, забывая три первых, довоенных успешных в экономическом и имиджевом плане года независимости все сегодняшние прослабления Москвы обывателю кажутся невообразимым достижением национального строительства, причем происходящим «впервые» в взаимоотношениях с Москвой. Таковы особенности народной памяти и отличие от исторической. Вот этим образно говоря «здесь помню, а здесь не помню» удачно пользуется нынешняя марионеточная власть.
Проблема унижения имперского самолюбия в результате проигрыша в первой Чеченской войне была всеохватывающей в российской политической системе и призывала ее истеблишмент к реваншу. Аналитические работы российских институтов стратегических исследований в межвоенный период во второй половине 90-х обозначили как главную причину победы этнической команды неформалов Яндарбиева-Дудаева и того что Чечня не пошла по пути других автономий и союзных республик в фарваторе постсоветской России то, что коммунистический режим так и не дал устояться самостоятельной чеченской партийно-управленческой верхушке.
Чеченцы до развала СССР все время удерживались на вторых ролях в собственной республике как народ, не внушающий доверия. Этот вывод нескольких научных исследований был принят во внимание и поставлен в основу проекта чеченизации перед началом Второй войны. Отсюда вся откровенно демонстративная политическая и материальная благосклонность Путина к Кадырову.
В самой России и за ее пределами эти отношения окрестили как вассальные. Но вассалиет предполагает протекционизм, то есть крышевание от внешних угроз метрополией доминиона, внутренне самостоятельного политического образования, каковым Чечня сегодня не является и каковыми были, к примеру, при царизме в недолгий период Хива и Бухара. Чечня не нуждалась в протекционизме и кроме самой России ни одна страна мира не смела угрожать Чечне в период независимости.
Намеренно создаваемый образ особого статуса Чечни как вассального, то есть самостоятельного в рамках РФ чеченского государства призван замазать перед мировым сообществом факт оккупации действительно независимого чеченского государства Ичкерия. Никаких преференций в национальном строительстве от путинской чеченизации чеченцы не получили. Нынешнее проявление признаков национального созревания это – по сути экстраполяция ичкерийского опыта и пролонгация на существующий марионеточный режим.
(Продолжение следует)
Сулейманов Джамбулат.
29 декабрь, 2018 год.
Chechenews.com
30.12.18.