14 мая Государственный секретарь США Помпео приехал в Сочи, чтобы побеседовать со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. В своем вступительном слове Лавров отметил: «Считаю, что пора начать выстраивать новую, более ответственную конструктивную матрицу взаимного восприятия друг друга.
Мы к этому готовы, разумеется, если наши американские партнеры проявляют встречную заинтересованность. (…)То, что мы встречаемся за последние две недели уже второй раз, вселяет определенный оптимизм. Попробуем. Посмотрим, что получится».
После этого президент Путин принял Помпео для непродолжительной беседы и сказал: «У меня создалось впечатление, что президент Трамп настроен на восстановление российско-американских связей, контактов, на совместное решение вопросов, которые представляют для нас взаимный интерес. Мы со своей стороны неоднократно говорили о том, что мы также хотели бы восстановить отношения в полноформатном объеме».
Ясно, что такое впечатление Путина о возможном новом американском видении российско-американских отношений сложилось после телефонного звонка Трампа третьего мая. Тогда он говорил о сотрудничестве во имя укрепления «стратегической стабильности». Комментарии Лаврова и Путина говорят о готовности и великодушии (они называют американскую администрацию «нашими американскими партнерами»), и это удивляет.
Почему эта инициатива Трампа, которую продвигают два самых жестких американских военных ястреба Майк Помпео и Джон Болтон, вышла на первый план именно сейчас? Расследование Мюллера завершено, но Москва не так наивна, чтобы думать: на этом все закончится и о подозрениях в российском вмешательстве в американские выборы просто забудут. Мюллер только представил доклад Конгрессу, но, несомненно, спецслужбы продолжат работать над разоблачением вероятных шагов, которые могут пошатнуть позицию Трампа.
В каком-то смысле симпатия Москвы может удивить, а в каком-то — напротив. Америка всегда считала Россию своим противником. Даже когда Трамп беседовал по телефону с Путиным, исследовательский центр-корпорация РЭНД опубликовал свою статью «Неумеренная и неуравновешенная Россия». В материале предлагаются варианты специфической политики «геополитического навязывания расходов» другой стороне. Любая попытка США отойти от этой воинственности, разумеется, приветствовалась бы и вызывала бы уважение.
Президент Путин много раз обращал внимание на то, что если две державы вступят в конфликт, это повлечет за собой непредсказуемые последствия для человечества. Под угрозой оказалось бы выживание мира. А что Трамп, Помпео и Болтон? Работают ли они над «стратегической стабильностью»? Хотя господин Лавров высказался осторожно-позитивно («Попробуем»), он, конечно, хорошо понимает, что шансы не велики, и силы, которые возражают против любого сближения с Россией, намного мощнее. И все же эти комментарии российских руководителей подтверждают, что данную инициативу они воспринимают всерьез.
20.06.19.