По народному утверждению, без связи с родней, родителями, братьями и сестрами, лишенный родного слова — человек беспомощен и незащищен. Отец, мать — слова, близкие сердцу любого человека. У чеченцев в них заключен нравственный, высокий духовный идеал.
«Трудно найти человека, — пишет А. Айдамиров, — который не дорожил бы своими родителями.
Он никогда не бросит и не забудет их, какие бы невзгоды сам не испытал. Будучи зрелым человеком, имея детей и внуков, перед своими родителями он как пятилетний ребенок, их слова — для него как воля Аллаха. Таковы вековые обычаи. До сих пор еще ни один сын не нарушил этот неписаный закон».
Особо выделяются родственные чувства, потому что, помимо обычных, родственные отношения между людьми у чеченцев отличаются своей прочностью и распространенностью на весьма отделенное родство, обычно и до седьмого колена. Родственные чувства одобряются и с прагматической стороны, поскольку они способствуют укреплению социальных и материальных связей в обществе, обеспечивают взаимного согласия и уважения людей, в широком родственном пространстве.
Взаимное уважение и согласие не обрывается резко на отдаленных родственных границах. Родственное чувство, являясь одним из компонентов, формирующих моральный облик вообще, на отдаленных границах утрачивает только глубину своего содержания, сохраняя стержневое ценностное ядро. В целом же родственное чувство сродни этническому и распространяется на всех людей вообще. Иначе говоря, теплота родственных чувств направленная на родственника не охлаждается сразу при обращении к неродственнику. Меняя свою внешнюю специфическую форму и направленность, эти чувства не меняют своего общенравственного содержания. В этом заключается их моральное достоинство.
Сохранению цементирующих родственные связи обычаев и представлений, способствуют отдельные личности, носители идеального, высоконравственного, представители отдельных тейпов и семей. Упоминание семи предков имеет глубокий смысл, так как если человек совершил какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения чеченской этики поощрения или порицания, то это ставится в заслугу или в вину не только ему, но всех его родственников. За хорошие поступки благодарят совершившего их, а за плохое у чеченцев обязательно упомянут предков. Поэтому человек всегда старается не ударить лицом в грязь, не совершить ничего плохого, что заставило бы родственников по его вине, как выражаются чеченцы «опустить голову».
«Но, заставляя часто упоминать предков, — отмечает С.-М. Хасиев, — по народным представлениям, сокращаешь жизнь своих потомков, то есть предкам становится стыдно за недостойное поведение и они вынуждены бывают лечь лицом в низ. Предкам вообще не по душе хвастовство, они предпочитают дела и достойные деяния».
Обыденные вопросы: кто ты? и чей ты? в чеченской среде вытекают из желания оценить личность. Так выясняются потенции возможных поступков и дел, потому что тот, кто дорожит именем рода, никогда не переступит грань между дозволенным и недостойным. И когда один из членов семьи совершает благовидный поступок, то говорят: «Другого от людей из этой семьи или тейпа нельзя было и ожидать», или: «Было бы стыдно сыну (дочери) таких родителей поступить иначе».
В одной из чеченских песен есть слова, подчеркивающие представления о духовной преемственности поколений и человеческого достоинства:
Пусть у отца и матери сын не родится,
Если не будет он достоин тех, кто его породит.
Если родится такой, пусть недолго живет.
Если родится, так пусть до полудня умрет.
Не только ритуальные формы поведения, но и бытовые имеют свой культурный смысл. Это определят этику следования правилам, а не этику подчинения, что как раз, по мнению Эрнста Геллнера, позволяет избежать дилеммы либо принять внешнюю культуру, либо «придерживаться фольклорного популизма».
Один из примеров воспитания — обращение к прошлому своей семьи, рода. Истинное воспитание невозможно без постоянного обращения к памяти, к истории, фольклору. Память формирует «духовную крепость человека». Воспитание памятью — это воспитание поведением народа.
В чеченских семьях очень особо почитаемой традицией является бережное отношение к памяти предков, передача подрастающему поколению полезных и поучительных сведений из их жизни, что способствует созданию у них морального авторитета старшего поколения. Честь семьи, рода, гордость за благородные дела старшего поколения — важный фактор воспитания нравственных качеств у потомков. Все это передается потомкам, чтобы знали, какими благородными людьми были те, кто жил до них в семье, роду. Им внушается мысль о том, что от славных дедов к ним тянутся невидимые духовные нити, что они тоже в жизни должны творить добро, чтобы оставить у детей добрую память о себе. Примеры эти из жизни родственников, а потому духовно близкие и воспитывать на них доступнее.
Главное значение в воспитании подрастающего поколения здоровым и счастливым имеет то обстоятельство, насколько приучено это поколение к честному труду. Очень часто родители, у которых дети при разных обстоятельствах, по их мнению, не приобрели счастья (неудачи в семейной жизни, недостижение желаемых результатов в общественной жизни и др.) говорили: «хьанал кхиийна доьзал бара ас, ма ирс ца хили сан доьзала» (Честное и благородное воспитание дал (дала) я им, непонятно, почему дети не приобрели счастья ни в семейной, ни в общественной жизни).
Чеченцы о степени воспитанности, нравственности человека судят по его отношению к людям старшего возраста, а также умению вести себя в общественных местах. Воспитанный, благородный человек должен обладать предупредительностью и большим уважением к людям старшего возраста. Осуждается общественным мнением, считается большим позором и стыдом, которое как бы роняет доброе имя человека, проявление непочтения к старшему («ц1е йожара» — имя падало). Чеченцы считают, что дети должны сохранять честь и достоинство семьи, родителей и свою честь. «Сий лар да деза», — говорили чеченцы.
По нормам нравственной культуры чеченцу не разрешается сидеть при старших, перебивать старших при их разговоре, а также по нормам этикета младшие должны предугадывать и предупреждать желания старших. Со своей стороны и старший по отношению к молодым должен вести себя тактично и корректно, не злоупотребляя своим положением старшего. Отношения старших к младшим и младших к старшим в традиционном чеченском обществе регулируется обычным правом, которое должны соблюдать обе стороны достаточно строго. А нарушение норм обычного права, которые регулируют взаимоотношения членов рода, в чеченском обществе считается стыдом «эхь» как для молодых, так и для старших.
Одним из нравственных требований отца и деда к детям мужского пола является требование сдержать данное слово. Показателем этого можно назвать устное народное творчество чеченцев, как, например, чеченские героико-эпические песни — илли. Чеченские героические песни ратуют за любовь к родине, доверие и дружбу, верность слову, чувству долга и благородства, за помощь слабому, женщине, соблюдение чувства собственного достоинства, храбрость, решительность, стойкость и выдержку.
Говоря о внутрисемейных взаимоотношениях мужчин и женщин, необходимо отметить, что молодая жена, да и не только молодая, должна соблюдать «обычай избегания», т.е. не должна показываться вместе с супругом в обществе старших, не может называть мужа по имени, она не называет также по имени родственников близких и дальних. Безусловно, в традиционной семье чеченцев жена выполняет все нормы этикета, которые заключаются в том, чтобы с уважением и предпочтением относиться ко всем родственникам мужа, его родителям, не потому, что она боится мужа, а потому, что она уважает его или получила такое воспитание в родительской семье. По воззрению чеченцев, женщина от природы должна быть доброй, женственной, обаятельной, не может соперничать в словесном диалоге в семье мужа; чеченцы говорят: «девнехь тоьлларг вац» (в скандале нет победителей), «г1иллакхо толор ву» (нравственность, культура поведения побеждают).
(с) Нохчалла.com, по материалам диссертации Саракаевой А.Х.
15.03.16.