Главная » Все Новости » Главная новость » Хасан Бакаев: Два корня происхождения чеченцев

Хасан Бакаев: Два корня происхождения чеченцев

Два корня происхождения чеченцев

Говоря о происхождении нашего народа, следует упомянуть и о том, что в физическом облике чеченцев-кавкасионцев наличествуют некоторые антропологические черты, которые роднят их с северными европейцами (германцами) – эти черты выявил известный российский ученый-антрополог А.В. Шевченко [106, c. 199-201].

Добавим к этому и вывод крупнейшего российского ученого-антрополога В.П. Алексеева о том, что кавкасионский антропологический тип, наиболее характерными представителями которого являются именно нахчийцы, зародился в эпоху энеолита и ранней бронзы на Армянском нагорье [2, c. 317], древнейшими обитателями которого были хурриты [35, c. 27].

Следовательно, чеченцы-нахчии не только по языку, но и по своему физическому облику проявляют тесное генетическое родство как с хуррито-урартийцами, так и с индоевропейцами.

В этот же ряд признаков, указывающих на тесную связь чеченцев (нахчийцев) с хуррито-урартским миром, должен быть включен и сам эндоэтноним «нохчий». При этом важно указать, что более древняя, первичная форма этого этнонима в многочисленных письменных источниках зафиксирована в форме «нахче» [5, с. 11-15].

Кроме того, следует помнить, что при отсутствии в семитских, греческом и латинском языках звука «ч», в древневосточных и античных текстах существовала особая транслитерация для обозначения составных топонимов, в которых присутствовало самоназвание чеченцев «нахче». Так, древние города под названием Нахчеван (Нахчаван), обозначались в семитских (аккадских и ассирийских) и античных (греко-римских) текстах как Naxuana, Naksuanna, Naxsuanna [72, с. 223-224]. (См. также [109, т. 20А (40), «Нахичевань»].

Многие ученые относят топоним Нахчеван к урартийской эпохе и напрямую связывают его с самоназванием чеченцев – нахче. К примеру, известный немецкий ученый-востоковед Йозеф Карст отмечал:

«Чеченский – перепрыгнувший северный отпрыск праязыка, который некогда занимал гораздо более южную территорию, а именно в доармянско-алародийской Передней Азии. Следы пребывания Nachtšuoi в стране Арарата (то есть в Урарту. – Авт.) обнаруживаются в топонимике, как Nachtševan, Nachtšuan (Nachidschevan). Только этим объясняется уклоняющийся от нормальной кавказской звуковой системы сильно алародийско-арменоидный характер чеченского языка» [45, с. 29]. Поясним, что алародиями в исторических источниках, начиная с Геродота, часто называют урартийцев, предшественников армян [73, с. 5]. И именно в этом смысле нужно понимать слова Йозефа Карста об «алародийско-арменоидном характере чеченского языка».

Из современных ученых, которые связывают топоним Нахчеван с самоназванием чеченцев, можно назвать З.И. Ямпольского [111, с. 14], а также целый ряд других ученых, занимающихся этим вопросом [64, с. 33-34]; [96, с. 75] и т.д.

К.П. Патканов [72, с. 323-324] и К.М. Туманов [86, с. 40-41] со ссылкой на английского ученого Даниеля Хэя (Daniel Hy. Haigh) относили Нахчеван (Naxuana, Naksuanna, Naxsuanna) непосредственно к Урарту (Арарад), отмечая, что название этого города в древневосточных текстах тождественно как шумерской «горе Потопа» Низир (Nizir), так и названию страны Гути (Гутиум). Напомним, что Гути (Гутиум) – это «возвышенное», «поэтическое» название все того же Урарту [30, c. 34]. Что касается названия Арарад (Арарат, Урарту) то оно, возможно, является редуплицированным производным от основы Аратта//Арату, что значит «гора» [110, c. 21]; т.е. название Арарат-Урарту означает «много гор», «гористая страна».

Отметим, что и название населяющих страну Гутиум//Гути (параллельное название Урарту) кутиев (гутиев) означает «горцы» [30, с. 299, примеч. 4]. Таким образом, выясняется, что самоназвание чеченцев нахче непосредственно связано с Урарту и, более того, само царство Урарту в древнейший период своей истории называлось Нахчеван (в буквальном значении «страна, местность Нахче» [40, с. 157, примеч. 90]).

Нам удалось обнаружить исходный текст Даниеля Хэя, на который ссылались К.П. Патканов и К.М. Туманов. Вот он:

«В списке чужеземных земель (W.A.I., том II, 50) мы имеем mat Gutium (аккадский) = mat Guti (ассирийский), которому предшествуют Amurre, Subarti и Elam; и снова Naksuanna ki и = Gutium ki, которому предшествует Subartum. На другой табличке (II. 48) мы имеем Naxsuanna = kutu. В таблице географических синонимов мы имеем mat Nizir = mat Guti. Таким образом, Gutium, Naksuanna или Naxsuanna были аккадскими названиями этой земли; Guti и Kutu ассирийские; и они упоминаются до или после Subartum» [94, с. 71-72].

Добавим к этому тексту два замечания: во-первых, компонент ki, который мы видим после названий Naksuanna и Gutium, являются (в различных вариациях – ka, ga и т.п.) терминами в значении «страна, место» [87, с. 5]; во-вторых, название Subartum (Субарту//Шубарту), которое в цитируемых Д. Хэем аккадских документах упоминается в одном ряду с синонимическими обозначениями Урарту (Naxsuanna//Naksuanna и Guti//Kutu), означало в древних шумерских и аккадских текстах страну хурритов, которые в этих текстах назывались subir//субареями и локализовывались в Северной Месопотамии [84, с. 1; 41, с. 239]. Примечательно, что с течением веков это название (в форме Шубриа) стало обозначением Сасунских (Сасанских) гор [30, с. 281, примеч. 15]; [33, с. 161]. Вот что пишут о Шубрии специалисты:

«Последним независимым государством хурритов суждено было стать верхнетигрской Шубрии (хурритское самоназвание «Хурри»). Маленькая Шубрия пыталась воплощать единство погибшей хурритской ойкумены, но была уничтожена ассирийцами в 673 г. до н.э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине – второй половине I тысячелетия до н.э. были известны своим соседям под именем «матиенов», т.е. «митаннийцев» как свидетельство памяти об их блестящем прошлом.

Реликтовые хурритские государства продолжали существовать и в последующие века (приурмийская Манна с хурритской династией – до аннексии мидянами ок. 590 г. до н.э., княжество Кордуэна на исконной горной прародине хурритов при Верхнем Забе – до армянской ассимиляции уже в раннесредневековые времена), но лишь в качестве вассалов или автономных провинций других держав. Этнос хурритов был ассимилирован ираноязычным населением на протяжении второй половины I тысячелетия до н.э. – I тысячелетия н.э. Из существующих в наше время народов к хуррито-урартам по языку ближе всего чеченцы и ингуши» [1, с. 371].

Население Шубрии (Сасунских гор) до эпохи средневековья, по крайней мере до X века, сохраняло свой урартийский этнический облик и продолжало носить название «хутцы» [56, с. 27], которое акад. Г. Капанцян напрямую связывал с наименованием урартийцев «кутии». Ученый писал: «Имя района Xouth в Сасуне мы можем сближать с именем народа Kuti (Guti), упоминаемого в ассирийских надписях южнее Наирских племен…» [44, с. 132].

Таким образом, многие исторические источники указывают на то, что самоназвание чеченцев в его архаической форме нахче связано с регионом Передней Азии, а если говорить более детально, то с Урарту, носившим параллельное название Нахчеван, что означает «страна, местность Нахче». И это согласуется с другими данными, приведенными нами в этой работе, которые увязывают происхождение чеченского народа с Передней Азией и Закавказьем, а если говорить точнее, с хуррито-урартским миром.

Как отмечает ряд авторов, хурриты являются древнейшими предками нахских (т.е. нахчийских. – Авт.) народов [53, c. 81]. Эти же авторы далее отмечают, что «север Анатолии и Южный Кавказ около 4 тыс. лет до новой эры был заселен хурритами, представлявшими собой древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии, которые жили группами по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья вплоть до первого тысячелетия до новой эры. Считается, что хурриты являются предками современных вайнахов (чеченцев, ингушей)» [53, с. 93-94].

Отметим, что в древности разбираемый нами регион назывался «Наири», «страны Наири», а «Армянским нагорьем» эту обширную гористую страну назвал немецкий геолог на русской службе Герман Абих в своей книге «Die Besteigung des Ararat am 29 Juli 1845» («Восхождение на Арарат 29 июля 1845 года»), изданной в Берлине в 1849 году. Таким образом, до середины XIX века обозначение «Армянское нагорье» ни в науке, ни в бытовом обиходе нигде в мире не было известно. Как мы видели, вся эта местность в древности носила параллельное с Наири название Нахчеван//Нахчаван.

Остается к этому добавить, что и сами чеченцы в своих старинных этногенетических преданиях-тептарах напрямую связывают свое происхождение с Передней Азией, откуда «предки племени Нахчу» в древние времена мигрировали «из благословенного Нахчувана» на Северный Кавказ через древнюю страну Халиб, расположенную в Причерноморье, на территории исторической Колхиды [82, с. 214].

В заключение можно сказать, что факты из смежных исторических наук, дополняя и подкрепляя друг друга, показывают, как мы могли убедиться, два корня происхождения чеченцев – индоевропейский и хурритский.

(полностью статья и ссылки здесь: https://proza.ru/2023/10/12/1809 )

Chechenews.com

30/08/24