Главная » Все Новости » Главная новость » Хасан Бакаев: Котел из Нашха и тайповые котлы

Хасан Бакаев: Котел из Нашха и тайповые котлы

Многим, вероятно, приходилось слышать (в том числе и от самих чеченцев) обвинения в том, что знаменитого общенационального котла в Нашхе не существовало и что это красивая легенда, придуманная чеченской интеллигенцией в XX веке.

Однако русский исследователь И. Попов еще в XIX веке оставил ясное свидетельство о существовании нашхинского котла:

«Передавая устные рассказы потомкам, ичкеринцы говорят, что у нашаховцев была устроена община, что выражалось общим большим котлом, в котором приготовлялась пища.

Котел тот служит символом дружбы людей, решившихся разделять одну участь» (И. Попов, Ичкеринцы. Исторический очерк. // Сборник сведений о Терской области. Вып. I. Владикавказ, 1878 г., стр. 263).

Как рассказывал краевед, знаток истории Чечни Саламат Гаев, нашхинский котел (Къоман йай, «национальный котел») имел такие размеры, что в нем можно было сварить мясо одного быка.

Бытуют рассказы о том, что к этому котлу с внешней стороны были припаяны полосы, на которых какой-то системой письма были выгравированы названия всех коренных чеченский тайпов. Приходилось также слышать, что тайпы были обозначены не письмом, а знаками (тайповыми тамгами).

Скорее всего, верно это второе предположение и вот почему.

В указанном выше сборнике (стр. 267) напечатана статья без указания автора (судя по текстуальным совпадениям, ее автором также является И. Попов) под названием «Землевладение у чеченцев». Эта статья начинается с описания того, как происходили первые переселения чеченцев с гор на равнину. И вот что там сообщается о родовом быте чеченцев в горах, за 14 поколений до времени написания заметки (1887 г.):

«Сначала на родине людей было так немного, что каждый род имел общий большой котел. Раз в год, именно в весенний праздник, в общем котле варили мясо от скота, жертвуемого фамильной артелью, и трапеза была общая, все были сыты. Пиво тоже варили в общем фамильном котле. На родовых котлах этих были намечены знаки всех фамилий, принадлежавших к котлу. В этих же котлах готовилось угощение при свадьбах и поминках».

Таким образом, выясняется, что у чеченцев был не только общенациональный котел в Нашхе, но и каждый тайп («род») имел свой общий котел (тайпан йай), на котором были обозначены «знаки» (по-видимому, тамги, эмблемы) входящих в тайп фамилий (цIийн нах, некъий, вар//гар).

Свой «герб», свой особый знак, имели не только фамилии, но и тайпы. Это – установленный факт. Этнограф и кавказовед Л.И. Лавров в своей книге «Кавказские тамги» (в Сети она есть) приводит около 30 таких чеченских родовых знаков.

И именно подобные тайповые знаки-эмблемы, скорее всего, и были каким-то образом нанесены на внешнюю сторону общенационального котла в Нашхе. Также весьма вероятно, что некоторые знаки на чеченских башнях, в первую очередь те, что высечены на арочных камнях, являются не петроглифами, а родовыми эмблемами.

Самый страшный грех и вина человека перед человеком состоит в том, что тот живет на своей земле, которую хочет другой.

Под каким знаменем, предлогом, по какой причине один человек выгоняет другого из построенного им дома не важно.

Главное только то, способен ли ты защитить свой дом или нет. Останется ли возжелавший твоего удобрением в твоей земле или положит тебя в нее или изгонит тебя.

Римский принцип — Vae victis — Горе побежденным. Очень точно отражает все происходящее в этом мире. Все попытки кричать на весь мир о своей беде это крик в пустоту.

О каких войнах в Палестине, Украине или еще где-то мы говорим миру. Миру, который был не способен был даже остановить банды с мачете и мотыгами в Руанде.

Поэтому защита себя, ликвидация противника любым способом, любым оружием, любыми методами и в любое время дня и ночи — есть дело правильное и справедливое.

Слезы, призывы к человечности, взывание к совести вызывают только улыбку у противника.

Никто, кроме Бога и вас самих вам не поможет.

Помните слова Чингисхана, который из разрозненных мелких племен кочевников собрал армию потрясшую мир — У маленьких народов самые длинные и самые острые ножи.

Качество важнее количества.

Khasan Bakayev

Сhechenews.com

08/10/24