Несмотря на обоюдную заинтересованность и координацию российско-иранских совместных действий по поддержке Асада, соперничество между странами за влияние в Сирии выходит на первое место. А главным проигравшим в этом противостоянии при любом раскладе станет как раз Башар Асад, влияние на которого неизбежно будет поделено между Россией и Ираном.
Это противостояние четко проявилось в Хомсе, где каждая из сторон стремится установить свое монопольное господство. Хомс — один из важнейших сирийских городов с выгодным географическим положением, позволяющим закрепиться в одноименной провинции и всей стране.
Учитывая важность указанной территории, конкуренция за контроль над структурами безопасности становится одной из важнейших составляющих противостояния России и Ирана в Хомсе.
Рост роли Ирана
В связи с этим информационное агентство «Сурия нет» сообщило о полученных от анонимного источника в высшем командовании сирийской армии сведениях, что у Москвы появилось желание разорвать отношения с рядом силовых подразделений проасадовского лагеря, в том числе с отрядами Национальных сил обороны, поддерживаемыми Ираном. Причина — намерение России препятствовать усилению роли Ирана в провинции Хомс, особенно в северных пригородах ее административного центра.
На страницах лояльных режиму газет в начале месяца появились сообщения о том, что с поста руководителя службы государственной безопасности (в городе Хомс, — прим. пер.) был снят Аккаб Аббас, а на его место назначен Ибрагим Дервиш, до этого занимавший такой же пост в городе Хама. По информации той же «Сурия нет» Аккаб Аббас, являясь членом комитета безопасности в Хомсе, играл важную роль в отстаивании интересов Ирана и установлении иранского контроль над этой территорией.
Комитет объединяет ключевые структуры, занимающиеся обеспечением военной и политической безопасности, и координирует их деятельность в указанном регионе. Аккаб Аббас при этом известен тем, что возглавлял также военизированные отряды «Национальных сил обороны» еще до того, как в конце сентября 2015 года началась российская операция в Сирии.
Интересы России
После начала операции в Сирии Москва создала Центр примирения, расположившийся на базе Хмеймим в пригороде Латакии. По данным ряда источников, Россия взяла на себя обеспечение военной безопасности в Хомсе, а также в районах, находящихся под контролем сил оппозиции, исключив из этого процесса лояльные Ирану отряды ополчения.
В то же время Москва перекрыла каналы финансирования этих отрядов из Ирана. Также Россия постоянно препятствовала любым инициативам по примирению, идущим вне сферы контроля Центра в Хмеймиме: это подтвердил один из членов делегации от оппозиции, который встречался с представителями органов безопасности САР в районе деревни Джавалик на севере Хомса. При этом в российских СМИ эти действия представлялись как важный шаг на пути к перемирию.
Этот же представитель оппозиции добавил, что, по словам офицера одной из сирийских спецслужб, связанных с армией, «русские держат руку на пульсе и напрямую контролируют правительственные органы безопасности во время переговоров с оппозицией, лично участвуя во всех встречах».
Также ему был задан вопрос о роли Национальных сил обороны. Он ответил, что «они не останутся на своих позициях и будут переброшены в восточные окрестности Хомса, в отличие от правительственных сил безопасности.
Переговоры в Эль-Ваер
Российско-иранское противостояние также обнаруживается и в переговорах, прошедших в Эль-Ваер (западный пригород Хомса, — прим. пер.).
По словам активиста Аммара Аль-Хомси, прокомментировавшего ситуацию в городе во время перемирия для «Сурия нет», Национальные силы обороны, используя силу оружия ввели запрет на проезд транспортных средств в контролируемые ими районы и регулярно проводили своевольные избирательные аресты мирных жителей.
Он также добавил, что после назначения на пост главы Службы государственной безопасности в Хомсе Ибрагима Дервиша состоялась встреча между представителями района Эль-Ваера и представителями режима в присутствии трех российских офицеров, в том числе главы Центра примирения в Хомсе, подчиняющегося Центру в Хмеймиме.
Активист также обратил внимание на то, что миссия России по выполнению взятых на себя в рамках переговоров обязательств и поддержанию режима перемирия стала легче после отставки проиранского руководителя Службы.
Кто такой Ибрагим Дервиш?
Офицер, принявший управление Службой государственной безопасностью в Хомсе, до этого возглавлял такое же подразделение в Хаме. Представляется, что Россия выбрала именно его из-за его ненависти к «Национальным силам обороны» лояльным Ирану.
Отмечается, что в середине прошлого года имели место вооруженные столкновения между представителями органов безопасности и отрядами Национальных сил обороны, возглавляемых Хайраллой Шейхом Али. Последний постоянно посещает Иран с самого начала революции в Сирии.
Столкновения между проиранскими милициями и Ибрагимом Дервишом повторяются снова и снова — теперь и в занятых оппозицией районах Хомса.
Очевидное противостояние
Противостояние между Россией и Ираном открыто обсуждается в соцсетях на страницах сторонников сирийского режима, в том числе в сообществе «Молодежь Хомса», объединяющем десятки тысяч человек, и других страницах, связанных с Национальным силам обороны.
Они пишут, что дальнейшее затягивание противостояния негативно повлияет на происходящее в Хомсе.
Во время последней битвы за Пальмиру, восточные пригороды Хомса и нефтяные месторождения, расположенные в том регионе, на страницах сторонников ИГИЛ в социальных сетях сообщалось, что «русские первыми вышли из битвы и не осуществляли поддержку с воздуха оставшимся на позициях отрядам «Национальных сил обороны» и армейским подразделениям».
Эти действия (или бездействие) были инициированы силами государственной безопасности в Хомсе, выступающими на стороне России, против «Национальных сил обороны» с целью снизить их роль и роль Ирана в провинции. Возможно, с этим связано появление новой военизированной структуры — добровольческого «Пятого штурмового корпуса». Основная цель последнего заключается в том, чтобы снизить влияние Ирана на Национальные силы обороны и подчинить их корпусу, службе безопасности и армии режима, а значит — России.
Источник: Masr Alarabia, Египет
05.01.16.