Раиса Дундаева кавалер высших орденов ЧРИ:
«Къоман Турпал» — награждена им, как и весь личных состав РДБ (кроме Абдулхаджиева Асланбека, Исмаилова Асланбека, Мовсаева Абу-Супьяна — они награждены орденами «Къоман Сий») участвовавший в событиях в Буденновске Джохаром Дудаевым.
«Къоман Сий» — за водружение флага ЧРИ на здании администрации города Буденновск (а не здании больницы, как пишет российская пресса).
Приказ о награждении подписал Халид Масхадов, вручал ей орден Шамиль.
До войны была воспитателем в детском саду. В июле 2000 года арестована в своем же доме в Грозном. В апреле 2002 года приговорена к 11 годам лишения свободы.
Ниже материалы о Дундаевой Раисе:
1) Из книги Мирослава Кулебы „Imperium na kolanach” (после боя у здания МВД):
«Мы пошли в город. Не знали, что там есть, Буденновск не был в наших планах. Поначалу в нас не стреляли. Не понимали, что происходит. Один наш «Камаз» разбили нам перед МВД, два медленно ехали за нами. Мы дошли до площади, где находилось здание администрации города, «Белый дом». Сбросили их флаг и одна из трех наших медсестер, Раиса, повесила наш, чеченский. На зло русским, что баба город захватила. Они начали стрелять, ранили около этого флага одного из наших в бедро».
2) Анатолий Баранов
В Чечне победили санитарку Раису (24.07.2000)
В Чечне, как сообщили официальные источники, задержана участница налета Басаева на Буденновск Раиса Дундаева. Уже распространяется информация о наградах, полученных «матерой террористкой» от Басаева. Возможно, скоро мы узнаем, что Раиса была одним из организаторов теракта, и вообще — крупным боевиком.
На самом деле во время буденновских событий ей было около двадцати двух лет, это была весьма общительная и простодушная девушка. В «диверсионном батальоне» Басаева находился ее жених. Подозреваю, вместе с ним оказалась и Раиса, выполнявшая функции санинструктора. Правда, у нее был автомат: я лично его осматривал — из него не стреляли.
В автобусе с боевиками и заложниками (она боевик, я заложник) мы сидели рядом и у нас было много времени на разговоры. Она рассказывала, что после войны хотела бы работать в детском саду или детском доме воспитателем. Самое смешное, что она нисколько не скрывалась, раздавала всем свой грозненский адрес и телефон.
Она искренне верила, что после знаменитого разговора Басаева с Черномырдиным война закончится и она сможет приехать в Москву. Кстати, несмотря на то, что именно ее координаты (сама раздавала) оказались у правоохранительных органов в первую очередь, и Раиса Дундаева была объявлена в федеральный розыск, она приезжала в Москву, встречалась с кем-то из знакомых журналистов. Я в это время был где-то в командировке. Один из следователей генпрокуратуры, который занимался выяснением обстоятельств теракта, правда, неофициально говорил мне, что претензий к Дундаевой действительно почти нет: главное и единственное — сам факт участия в отряде Басаева.
Она, кстати, спрашивала, считаю ли я их бандитами и террористами. Я тогда ответил, что бандитами они, конечно, не были, зато террористами — на все сто процентов. Раиса расстроилась: теперь за границу и не съездишь, скажут: «Чечен не турист — чечен террорист». Во время остановки колонны с заложниками в Хасавюрте, Раиса быстро сбегала и купила себе туфли. Это несколько примирило ее с действительность. Вот такого страшного и неуловимого террориста задержали наши доблестные органы.
4) Валерий Яков
Герои или убийцы? (05.07.2004)
„Когда я в качестве добровольного заложника находился в больнице Буденновска, захваченной Басаевым, а затем ехал в колонне автобусов с заложниками в Чечню, меня охраняла террористка Раиса Дундаева. Бывшая воспитательница грозненского детсада, она в отряде Басаева служила медсестрой, а в Буденновске оказалась без ведома, куда ее везут. То есть по приказу. Во время этого рейда она всем оказывала помощь в качестве медсестры, в том числе и заложникам. Ни в кого не стреляла. Никого не убила. Ее арестовали уже во время второй чеченской войны, в которой она не принимала участия. Два года назад судили. И дали немалый срок –11 лет особого режима”.
5) Анатолий Баранов
Почему людям изменяет Родина? (ч.3) (03.11.2006)
„Через несколько часов я сидел в автобусе, у самого выхода, рядом с Асламбеком Исмаиловым – «маленьким Асламбеком», заместителем Басаева в этой операции. Сзади сидела Раиса Дундаева и Валера Яков. Надо сказать, я был здорово уставший и, оказавшись в мягком крессе «Икаруса», решил поспать, но пламегаситель асламбекова АКСа мне все время упирался в щеку, как только я начинал кемарить. Тогда он предложил мне поменяться местами с Валерой и пересесть к Раисе. Так что первые часы поездки с боевиками по прикумским степям я помню смутно.
Проснулся, когда колонна неожиданно остановилась – впереди сел вертолет, еще один продолжал низко кружить рядом. Из вертолета с фальшфеером в руке вышел генерал в полевой форме, в траве залегли автоматчики, но огонь никто не открывал. Боевики тоже высыпали из автобуса, заняв круговую оборону, Асламбек засел с «мухой» прямо возле двери автобуса. Мы с Раисой продолжали сидеть на местах.
Оказалось, Басаева проинформировали об изменении первоначально согласованного маршрута. Предстояло развернуться и ехать не на Моздок, а в Хасавюрт.
Террористка Раиса оказалась весьма милой барышней, и мы вполне мирно болтали о том, о сем, естественно, стараясь не касаться неудобных тем. Время от времени в разговор втягивались Яков, Асламбек, другие боевики (я не помню уже, кого как звали). Они достаточно наивно верили, что Басаев обо всем договорился с Черномырдиным, и война скоро закончится – если нас всех выпустят живыми, разумеется”.
„В Хасавюрте уже вообще можно было идти, куда хочешь. Стояли на площади часа три или четыре. Вокруг оцепление, но абсолютно дырявое. Чеченцы менялись с дагестанским СОБРом патронами, договорились оставить местным жителям одного из своих раненых. Раиса слиняла куда-то в город, потом вернулась с новым платьем и туфлями, почти счастливая”.
Лазо Горский
Chechenews.com
24.05.18.